Детский аутизм как нарушение
Детский аутизм, в особенности на ранних стадиях развития ребенка (так называемый ранний детский аутизм), выступает в качестве одного из сложнейших нарушений, которое распространяется на психическую составляющую ребенка, на его развития. По сути, аутизм – это отклонение от нормы, которое влияет на дальнейшую жизнь ребенка, его общение с окружающими в уже более зрелом возрасте. Современные авторы относят ранний детский аутизм к группе так называемых первазивных нарушений (всепроникающее расстройство, которое затрагивает каждый аспект личности, создает большое количество барьеров как в раннем, так и во взрослом, более зрелом возрасте).
Аутизм – это медицинская категория, один из диагнозов, которые ставят специалисты, наблюдающие за ребенком, его постепенным развитием и возможными нарушениями. Чаще всего ребенок, страдающий аутизмом, обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей. Ведущей задачей специалиста является выявление именно того самого нарушения, которое оказывается ведущим в этом случае. Это связано с тем, что коррекция всех нарушений в одно и то же время невозможна, и выделять их для постепенной работы нужно поочередно.
Ребенок, страдающий ранним аутизмом, автоматически относится к специфичной группе, которой занимаются специально подготовленные специалисты: медики, психологи, психиатры и другие диагностики. У таких детей нарушены способности к выстраиванию коммуникаций, отмечается неадекватное социальное поведение, которое может выражаться в виде излишней пассивности, агрессии, или наоборот, активности и синдромом дефицита внимания. Одна из особенностей аутизма – это нарушения социальной адаптации, которые являются результатом всех вышеперечисленных нами отклонений.
Нарушения социальной адаптации при аутизме
Аутизм – это психическое заболевание, и для него характерно аномальное развитие различных областей детской психике. Сюда входят отклонения в интеллектуальной сфере, сложности в выстраивании эмоциональных контактов с окружающими, восприятие, внимание и моторика, а также отклонения в развитии памяти и речи. Несмотря на то, что нарушения проявляются в виде целого комплекса, аутизм может выражаться в различных формах. Особо отметим тот факт, что аутизм у мальчиков встречается практически в 5 раз чаще, чем у девочек.
Адаптация детей с аутизмом усложняется рядом факторов. У ребенка присутствует перманентная боязнь и отсутствие восприимчивости к любым возможным изменениям. Нетипичные реакции могут возникать даже в самых обычных ситуациях:
- прием новой пищи;
- смена одежды;
- присутствие незнакомого человека поблизости.
Также ребенку чужда перестановка мебели, смена окружающих условий, места сна.
Также у детей с ранним аутизмом нарушено социальное развитие. Они избегают контактов с окружающими, но если контакт происходит, они стараются никогда не смотреть им в глаза. Обычно в целом они стремятся быстро уйти от контакта с окружающими людьми, переносят лишь малое количество прикосновений, не могут терпеть поглаживания, отказываются от коллективной игры, даже если она происходит с другими детьми, которые страдают от каких-либо отклонений. По сути, эти дети предпочитают больше времени проводить сами с собой, индивидуальную игру в уединении.
Исследователи и медики сталкиваются с трудностями в определении уровня интеллекта у таких детей. Некоторые из них обладают достаточно широкими знаниями в некоторых областях, а у некоторых возникают сложности еще на первых этапах развития, когда дело касается восприятия речи, чтения и изучения алфавита. У детей с аутизмом преобладает интерес к форме, цветы и размеру над образом всего объекта в целом. При этом они довольно успешно работают с головоломками, развивающими играми, но не понимают при этом самых элементарных и простых вещей.
Коррекционная работа с детьми-аутистами
Для коррекции поведения детей с аутизмом используют преимущественно те методики, которые уже были отработаны ранее. Например, развитие речи у аутичных детей, психокоррекционная работе с детьми-аутистами. Работу необходимо выстраивать на основе знаний о закономерностях развития детей с отклонениями, и вести ее важно именно в комплексе, а не отдельно с каждым преподавателем и специалистом. Так, с ребенком сразу же работают психологи, логопеды, дефектологи, музыкальные работники, а также инструкторы по физической культуре и массажисты. Важная роль отводится родителям: не только они должны вести работу с ребенком, но и специалисты работают с этими родителями.
Главная задача, которую ставят перед собой специалисты при корректировке поведения ребенка с аутизмом – вовлечение детей как в индивидуальную, так и в совместную деятельность. С этой целью следует применять в работе большее количество форм воздействия на ребенка и взаимодействия с ним, что поможет обогатить его эмоциональный и интеллектуальный опыт и багаж знаний. Для того, чтобы осознать, с чего следует начать коррекционную работу, необходимо выявить следующие направления в работе:
- Навыки самообслуживания ребенка;
- Снятие общего напряжения в общении с членами семьи, а также наиболее близким социальным окружением;
- Налаживание первичного контакта с незнакомцем;
- Создание положительного эмоционального климата в коллективе, который непосредственно окружает ребенка;
- Создание условий и комфортной психологической атмосферы для занятий с ребенком.
Каждое из этих направлений позволит специалисту вывести развитие ребенка-аутиста на более прогрессивный уровень, что так необходимо ему для жизни в будущем. Не стоит забывать, что такой ребенок все же должен общаться с другими людьми, а ограничивать его мир лишь родительской опекой и работой с преподавателями и специалистами просто противозаконно. При этом специалисты пользуются правилом пяти «не»: не разговаривать слишком громко, не делать лишних резких движений, не смотреть ребенку в глаза, не обращаться к ребенку напрямую, и не быть чересчур навязчивым.