Методы социально-психологической адаптации
Одним из основных показателей успешной социализации личности считается умение принимать и транслировать определенные нормы и правила поведения в обществе. Когда мы говорим о социальной адаптации, необходимо в главенствующее положение ставить не количество связей, которые одновременно поддерживаются личностью, и не то количество норм или правил, которые способна принимать и транслировать личность, а то, какова психологическая его компетентность.
На сегодняшний день вопрос об адекватных средствах, через которые возможно формирование такой составляющей психологической деятельности, по-прежнему остается недостаточно изученным.
Общественное развитие в современных условиях осуществляется только деятельными и всесторонне развитыми личностями, способными творчески мыслить. Соответственно, возрастают требования к личности человека, к его психологическому образу и уровню профессиональной подготовки.
Обществу требуются специалисты. Новые специалисты, способные сочетать в себе ответственность и стремление к обновлению, а также глубокую профессиональную подготовку, увеличению своих компетенций в сфере профессионального общения.
Необходимы такие специалисты, обладающие свойствами личности такими как направленность на развитие самоидентичности. Специалисты, которые способны к повышению самооценки и профессиональной реабилитации, те, кто предполагает перспективы роста и развития компетентности в сфере профессиональной подготовки.
Сегодня считаются более востребованными такие личности, кто могут быть представителем молодёжи, субъектом своей деятельности, кто сам в состоянии ставить и определять цели и пути их достижения, то может нести ответственность за любые последствия при реализации своих целей.
Психологическая готовность к переменам на уровне микросреды является важнейшим качеством такой молодежной личности.
Такие выводы можно сделать, изучив методологические и теоретические базу на основе общего и системного личностного подхода к изучению узких психологических явлений, которые отражены в некоторых постулатах. Например, личность есть системное качество человека, которому характерна активность и целостность.
С точки зрения методологии стоит обратить внимание на основные положения теории стресса Г.Селье, а также теорию Н.С. Лейтеса и других, которые освещают характерологические особенности личности.
Также к методам относятся и теоретические подходы психологии общения, концепции системного подходах мотивации в структуре личности, исследования через блоки и положение ролевых теорий личности и некоторые концепции о структуре и общем развитии социально-психологических личностных качеств.
Социальная адаптация определяется с точки зрения концептуального поля:
- Личностное поведение, при котором существует стремление дифференцировать себя целью переделывания социальных условий внешних под свою личность, реадаптация.
- Процесс создания личностью такого комплекса приспособлений, которые используются в связи с довлеющий над ним социальной средой, ассимиляция.
- Процесс включения личности в социальные отношения сопровождается объективным либо субъективным беспокойством личности, находящейся процессе интеграции. Другими словами, процесс социализации.
Методика Роджерса и Даймонда
Для данных диагностики социально-психологической адаптации по методу Роджерса и Даймонда предназначен личный опросник, который имеет своей целью изучение особенности социально-психологической адаптации личности, а также связанных с ним черты личности.
Опросник содержит некий стимульный материал, который представлен в виде 101 утверждения, сформулированные от третьего лица единственного числа и без каких-либо использований местоимений.
Особенности составления такого стимульного материала имеют задачу не влиять на испытуемого с помощью прямого отождествления. Под прямым отождествлением следует понимать такие ситуации, в которых испытуемый сознательно соотносит утверждение согласно собственным особенностям.
Такой метод и методический прием считается прекрасным примером одной из форм нейтрализации влияние на тестируемых с точки зрения социально желательных ответов. Методика предусматривает различные ответы по семибалльной шкале.
В данной методике предусмотренные семь интегральных показателей:
- Адаптация
- Принятие других
- Интернальность
- Самовосприятие
- Эмоциональная комфортность
- Стремление к доминированию
- Эскапизм
Адаптивные стратегии поведения Мельниковой Н.Н.
Данный метод исследования направлен на изучение предпочтений индивидуальных, через выбор стратегии поведения в ситуациях проблемного социального взаимодействия.
Поведение можно охарактеризовать как адаптивное, в случае если основной целью его будет является установление адекватного продуктивного взаимодействия между средой и индивидом.
Адаптивное поведение проявляется в условиях несогласованности индивида и среды и имеет целью достижения определенной координации между ними.
В основу данного опросника положенны классификация стратегий, построенные на трех основаниях, которые по мнению автора, существенны для взаимодействия личности и окружающей социальной среды в момент адаптации:
- Направление происходящих изменений, то есть зависимость изменения индивида от изменяющейся среды
- Контакт либо бесконтактность
- Пассивность либо активность индивида
Под направленностью происходящих изменений понимается ситуация, когда изменения могут касаться внешней среды либо самого индивидуума. Различие таких адаптационных процессов и процессов по признаку направленности отмечены многими авторами. У Фрейда это дихотомия, выраженная в аллопластической и аутопластической адаптации. У Пиаже в ассимиляции и аккомодации, в виде проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных стратегий преодоления определённых адаптивных процессов, которые направлены как-бы наружу и характеризуются определённым активным влиянием личности на среду, а также процессов, которые направлены во внутрь и связаны с изменением себя.
В основе контактность либо избегания лежит мысль о том, что индивид может избирать тактику, которая поддерживает взаимодействие и стратегию как бы ухода от взаимодействия с травмирующей средой. Если индивид осознанно идет на контакт со средой или партнером, значит такое поведение считается контактным. Если, наоборот, индивид всячески уходит от проблемы через прерывание контакта со средой или партнером, через физическое удаление либо игнор, такое поведение называют избегающим.
К третьему основанию классификация относится активность либо пассивность индивида, что проявляется собственно в активном либо пассивном поведении индивида в процессе взаимодействия. Активным поведением считается ситуация, когда источник адаптивных изменений аккумулируется в самом индивиде, который выступает в роли провокатора адаптивных изменений. То есть здесь предполагается активность, влияющая на взаимодействие со стороны индивида, в том числе некие произвольные действия, которые осуществляются с целью изменения ситуации. Соответственно, пассивность индивида подразумевает отсутствие таких самостоятельных действий, целью которых является изменение ситуации. Здесь надо сказать о том, что изменения могут происходить естественным образом или в результате активного проявления окружающей среды.