Основные формы социальной адаптации
Социальная адаптация может функционировать в нескольких формах. Разные авторы по-разному представляют себе эту дифференциацию. В первом случае мы рассмотрим самую известную типологию форм в теориях постмодернизма: имитация-подражание и имитация-симулякр.
Имитация – тот термин, который в русском языке имеет прямой аналог – подражание( воспроизведение). В этом смысле и в этом значении понятие «имитация» используется как социологами, так и психологами для определения основного механизма освоение ролевых моделей и норм поведения, а также адаптации к ним в первичный период социализации.
Например, восприятие ролевых функций и норм ребенком происходит именно через непосредственное копирование им моделей поведения старших (по З. Фрейду). Тем не менее, имитация-подражание является скорее психологическим, чем социальным процессом, и напрямую связан с гендерной идентификацией личности.
В социологии имитация-подражание рассматривалась в работах Э. Дюркгейма, который интерпретировал его в рамках функционализма. Он рассматривал ролевое подражание как первичный и основной механизм социализации.
Также, в трактовке Э. Дюркгейма имитация-подражание – это основной механизм освоения и глубинной интериоризации индивидом всех норм и ценностей, которые функционируют в обществе.
Социолог утверждает, что через имитацию-подражание осуществляется единственная возможная связь общества и формирующегося индивида. Благодаря подражанию индивид имеет возможность научиться подчинять свои индивидуальные желания, учитывая коллективные цели. Это и есть культурным измерением человека.
Имитация-симулякр предполагает наличие двух сторон и двух аспектов языка:
- Чувственный аспект – основан на эмоциональной составляющей каждого живого организма (в первую очередь, человека);
- Умопостигаемый – тот, что отвечает за целеполагание.
Оба эти аспекта, несмотря на разную направленность, неразрывно связаны друг с другом.
Для исследователей эпохи постмодерна симуляция и имитация-симулякр – это универсальные характеристики современной культуры. Они отражают культурную идентичность, а также взаимозависимость эмоционального и рационального компонентов, в результате которых создаются новые социальные условия.
Имитация-симулякр представлена в тех сакральных ценностях культуры, которые сохраняются на протяжение очень долгого времени. Они являются укоренившимися, и когда новый человек оказывается среди них, то у него появляется необходимость в адаптации.
Поскольку эти культурные ценности имеют свои специфические особенности, то индивиду приходится искать похожие знаки и символы в своей родной культуре, проводить сравнительный анализ. Именно благодаря этому адаптация становится возможной.
Иные формы социальной адаптации
Совокупность приемов, используемых личностью в процессе приспособления, принято интерпретировать как форсы социальной адаптации. В данном разделе выделим еще 3 основные формы, которые возникают у каждого социального субъекта на разных этапах своего развития:
- Психофизиологическая адаптация – это совокупность физиологических реакций организма, взаимозависимых и взаимообусловленных психическим и личностным компонентами существования индивида. Психофизиологическая адаптация непосредственно связана с процессом под названием «фрустрация». Ее понимают в двух основных значениях: как неблагоприятные условия или обстоятельства, которые препятствуют достижению поставленных целей; как состояния, которые возникают вследствие невозможности преодолеть определенные жизненные трудности или же поражения, что приводит к сужению границ адаптивной психофизиологической нормы.
- Социально-психологическая адаптация – это преодоление индивидом проблемной ситуации. В ходе этого процесса он применяет навыки социализации, которые были приобретены на предыдущих этапах развития. Эта форма адаптации выражена в виде непрерывного процесса, и рассматривают ее в трех основных аспектах. Когнитивный аспект социально-психологической адаптации – отражает психические процессы личности, связанные с познанием (восприятие, представления и воображение, а также память и мышление). Эмоциональный аспект – отражает различные моральные чувства, а также эмоциональные состояния человека (например, беспокойство, тревога, стресс, озабоченность, осуждение и сочувствие). Поведенческий аспект социально-психологической адаптации – включает в себя конкретную направленную деятельность индивида в условиях существования в обществе.
- Третья форма социальной адаптации – профессиональная адаптация. Она предполагает приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, к новым условиям труда, а также к специфическим чертам конкретной профессии и специальности.
Таким образом, разделение социальной адаптации на несколько основных форм (психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную) нельзя назвать обязательным на каждом этапе развития общества: иными словами, это разделение не является ключевым и постоянным. Оно условно, поскольку адаптационный процесс протекает во всех представленных проявлениях. При этом у каждой формы имеется ряд своих индивидуальных характеристик, которые не пересекаются с характеристиками других адаптационных форм.
Среди общих характеристик можно выделить целостность, непрерывность, динамичность, а также относительную устойчивость.
Социализация как форма социальной адаптации
Социализация также является одной из форм адаптации личности к новым социальным условиям.
В общем виде под социализацией понимают процесс, посредством которого индивид приобретает знания об окружающем мире, воспринимает все те ценности и нормы, которые царят в социуме.
Важно, что в процессе социализации человек усваивает язык, на котором говорят остальные члены общества, а также воспринимает и интерпретирует социальные умения и социальную чувствительность. Все это помогает ему адаптироваться к обществу и вести себя в нем согласно нормам поведения.