Этапы социальной адаптации по Я. Щепаньскому
Поскольку процесс адаптации не может быть примитивным, и представляет собой протекающее во времени действие, то у разных исследователей в области социологии возникает вопрос о его стадиях, или, правильнее говоря, об этапах.
Например, польский социолог 20 века Ян Щепаньский выделил в процессе социальной адаптации четыре этапа.
Первый этап - начальный. Он характеризуется тем, что человек на этой стадии способен усвоить только правила поведения в новой среде, но система ценностей и традиций ему пока что не знакома, или же его внутренний настрой не готов их признать (отчуждение, отвержение или отрицание системы ценностей принимающей стороны).
Второй этап – так называемый «этап терпимости». На этой стадии и индивид, и окружающая его среда признают равноценность друг друга. Этот этап сложно назвать этапом полной адаптации или принятия, но вхождение в новую среду уже частично произведено.
Третий этап – этап приспособления или так называемой аккомодации. Данная стадия связана с уступками. Например, не только новый индивид признает систему ценностей принимающей среды и воспроизводит ее, но и представители принимающей стороны признают некоторые их этих ценностей индивида. Также этот процесс можно назвать известным в физико-химических кругах термином «диффузия» - проникновение ценностей одной стороны в ценностную систему другой.
Четвертый этап – стадия полной адаптации, или ассимиляции. В данном случае индивид полностью отказывает от прежних образцов поведения, от привычного ему образа жизни и мировоззрения и принимает новые, которые господствуют в новой социальной среде.
Стадии адаптации в условиях частичного расхождения систем ценностей
Предыдущая этапизация Я. Щепаньского актуальна только в том случае, если отмечено кардинальное расхождение ориентации личности с ориентациями новой для нее окружающей действительности. Если же есть определенные совпадения, то актуальны будут следующие стадии социальной адаптации:
- Уравновешивание – оно характеризуется наименьшей степенью включенности индивида в адаптационные процессы к новой социальной среде. Чаще эта стадия связана с узнаванием новой ситуации. Новичок знакомится с новой обстановкой, присматривается к коллективу в целом и к каждому его члену в частности, устанавливает социальные контакты, изучает специфические черты психологической атмосферы. Данная стадия полностью построена на процессах установления «равновесия» между индивидом и новых для него условий;
- Псевдоадаптация. Самая яркая черта этой стадии – это сочетание внешней приспособленности к новой обстановке с негативным отношением к ней. Индивид как бы притворяется, что его устраивают новые правила, новые условия и система ценностей, но его внутренний мир полностью их отвергает. Тем не менее, чтобы избежать некоторых нападок извне, а также дискриминации, ему приходится жить в данном образе;
- Приноровление – эта стадия базируется на признании и дальнейшем (прежде всего внутреннем) принятии основных систем ценностей новой ситуации. На данном этапе очень важны взаимные уступки – как самого индивида, так и со стороны принимающего сообщества или коллектива. Индивид находит в себе силы и желания отказаться от некоторых своих взглядов и ценностей, при этом все еще сохраняя свободу выбора и решения;
- Уподобление – особенность данного этапа заключается в том, что происходит переориентация индивида, абсолютная трансформация его ценностей, прежней системы норм и правил поведения, его мировоззрения. Все это происходит из-за влияние окружающей среды, к которой индивиду необходимо было приспособиться и адаптироваться.
Стоит отметить, что для каждого эти стадии индивидуальны, так как кому-то требуется пройти через все этапы социальной адаптации, а кому-то достаточно будет перейти с первой стадии к последней (от уравновешивания к уподоблению) без дополнительных этапов.
Этапы социальной адаптации в детском и подростковом возрасте
В рамках нашей работы важно рассмотреть то, как каждый период социализации и социальной адаптации характеризуется особым видом деятельности. В социальной адаптации детей рассматривают определенные этапы, рассмотрим их подробнее.
Возраст от рождения до 1 года – отмечается повышенная эмоциональная зависимость ребенка от взрослого человека, их постоянное общение и взаимодействие.
Возраст от 1 до 3 лет – в процессе адаптации ребенок сознательно использует манипулятивные средства, также происходит некоторое самосознание.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) – присуща игровая деятельность, появление в общении ребенка ролевого фактора, соотнесение себя с тем или иным персонажем (чаще всего с родителем, поскольку социальная адаптация происходит в первую очередь в семье, с членов которой ребенок берет пример).
Дети младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) – активная учебная деятельность, адаптация к школе и одноклассникам, интенсивное интеллектуальное развитие, способность не только к активной деятельности, но и проявление лидерских (или наоборот) качеств.
Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) – активное общение со сверстниками. Ведение таких видов деятельности, как: трудовая, учебная, спортивная, творческая. На данном этапе ребенок начинает проявлять интерес к противоположному полу, что является еще одним новым способом адаптации. Появляются чувства взрослости, смена настроение и интересов, развитие волевых качеств, проявление интереса и любви не только к родителям, но и к друзьям, а также к представителю противоположного пола. Эти чувства более сознательные, которые требуют раскрытия новых качеств: взаимопонимание, поддержка. Тем не менее, смена ведущей деятельности ведет к некоторому кризису в развитии. Это связано с тем, что потребности подростка меняются, но он еще не знает, каким образом может их удовлетворить.