Взаимосвязь воспитания и социализации
Воспитание – это процесс направленного воздействия на личность (объект) субъекта воспитания (семья, близкое окружение, школа, социальная среда, средства массовой информации). В результате такого воздействия формируются определенные качества, свойства, черты личности, в которых заинтересовано общество (коллективизм, интернационализм, патриотизм, непримиримость к вражеской идеологии и т.д.).
Воспитание – это двухстороннее социальное взаимодействие, взаимно активный процесс преподавателя и воспитуемого.
Воспитание можно рассматривать:
- в узком смысле – практическая деятельность учителя по отношению к учащимся, организованный и целенаправленный процесс развития у учащихся позитивных свойств и качеств;
- в широком смысле – функция социальных институтов и общества по передаче накопленной предыдущими поколениями культуры, усвоение ее современным поколением через систему норм, знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений и т.д.
Воспитание является механизмом управления процессами социализации.
Социализация личности предполагает ее формирование с учетом физиологических и психологических особенностей. Воспитание можно рассматривать как сознательно контролируемый и целенаправленный процесс социализации.
Воспитание осуществляет две главные функции:
- создание условий, благоприятствующих процессу социализации и развитию личности;
- упорядочивание социальных, физических, психологических влияний на личность.
Реализуя данные функции, воспитание способно ослабить или полностью преодолеть негативное влияние социализации, привнести ей гуманистическую направленность.
В отличие от воспитания, социализация – процесс непрерывный. Воспитание, как правило, ограничено временем и местом.
Как воспитание, так и социализация включают в себя усвоение нравственных норм. Однако воспитание направлено на развитие в личности духовности, а социализация – на развитие духовного здоровья общества. Если общество не стремится к развитию и поддержанию духовного здоровья, социализация во многом замещается адаптацией.
Духовное здоровье общества, его стабильность невозможны без духовного развития личности. Успехи социальных преобразований, или их неудачи зависят от уровня нравственной культуры социума.
Процессы социализации и воспитания неразрывно связаны, и на их пересечении располагается процесс индивидуализации личности. Здесь происходит обучение ролям, личность включается в систему общественных отношений, обретает социальную природу, опыт, адаптируется к социуму.
Развитие личности происходит благодаря тому, что в процессе социализации она приобщается к нравственным и моральным нормам, нормам права. Социализация тем больше будет содействовать развитию личности, чем выше будет уровень духовного развития общества.
Основные направления воспитания и социализации
К основным направлениям воспитания и социализации личности относятся:
- воспитание нравственности и этического сознания (смысл жизни, нравственный выбор, милосердие, справедливость, честь, почитание старших, достоинство, любовь, свобода совести и вероисповедания);
- воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (любовь к своему народу, служение Отечеству, гражданское общество, правовое государство, долг перед Отечеством и семьей, закон и правопорядок, свобода и ответственность);
- формирование представлений об этических ценностях и идеалах, воспитание чувства прекрасного (эстетический мир личности, гармония, красота, художественное творчество);
- воспитание ценностного отношения к здоровью и формирование навыков здорового образа жизни (физическое и социальное здоровье, здоровый образ жизни);
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, профессиональная ориентация (истина, познание, созидание, творчество, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, бережливость);
- воспитание экологической культуры, ценностного отношения к окружающей среде (заповедная природа, родная земля);
- воспитание социальной ответственности.