Под социализацией в современной научной литературе понимается процесс приобретения личностью умений и навыков, необходимых для реализации полноценной жизнедеятельности в обществе, самореализации в нем; процесс усвоения личностью социального опыта, системы социальных взаимосвязей и взаимоотношений.
Основными социализирующими факторами выступают социальные группы и контексты: сверстники, семья, образовательные институты, СМИ, религия, клубы по интересам и пр.
В современной научной литературе выделяют несколько видов социализации.
Первичная социализация
Процессы первичной социализации осуществляются с момента рождения ребенка до формирования зрелой личности. Указанный период представляется чрезвычайно важным для личности, поскольку именно в это время формируются основы и предпосылки для реализации любых других видов социализации. Огромное значение для протекания данного вида социализации имеет социальный институт семьи, под влиянием которого личность черпает первые представления о социальном устройстве, социальных ценностях и нормах.
В дальнейшем основным социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, выступает школа, образовательная среда, в которой детям приходится действовать в соответствии с новыми, изменившимися правилами, в новой обстановке. На данном этапе первичной социализации личность приобщается уже не к малой группе, но к большой.
Ресоциализация
Ресоциализация, вторичная социализация представляет собой процесс устранения сложившихся, отживших моделей поведения и приобретения новых.
В процессе ресоциализации личность переживает резкий разрыв с прошлым, чувствует необходимость приобщения к системе ценностей, которая радикально отличается от усвоенной и принятой раннее. Ресоциализация осуществляется на протяжении всей жизни личности.
Групповая социализация
Под групповой социализацией понимается процесс принятия личностью ценностей, моделей поведения конкретной социальной группы.
Другими словами, в основе понимания процессов групповой социализации – понятие группы.
В наиболее общем виде под группой понимается любая совокупность лиц, обладающая рядом признаков, включая следующие:
- Регулярное взаимодействие.
- Групповая самоидентификация.
- Идентификация группы как общности внешними по отношению к группе индивидуумами.
- Общность цели взаимодействия членов группы.
- Группа выступает единым субъектом действия.
Гендерная социализация
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения знаний, навыков, принятия социальных ролей, в соответствии с устоявшимися представлениями о социальном поведении женщин и мужчин, формирования гендерной идентичности.
Гендерная социализация представляет собой неотъемлемый компонент общих процессов приобщения личности к требованиям социума, продолжается на протяжении всей жизни личности.
Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно, включает две стадии:
- адаптивная стадия, на которой осуществляется внешнее приспособление личности к существующим в обществе гендерным отношениям, ролям, нормам;
- интериоризация – стадия сущностного усвоения мужских и женских ролей, гендерных ценностей и отношения.
Основными механизмами гендерной социализации выступают следующие:
- дифференциальное усиление – поощрение приемлемого в рамках определенного социума гендерноролевого поведения и социальное неодобрение неприемлемых поведенческих гендерных моделей;
- дифференциальное подражание – наследование моделей гендерноролевого поведения близких людей (членов семьи, сверстников и т. д.).
Таким образом, социализация представляет собой процесс приобщения личности к жизни общества, принятия на себя всей совокупности социальных ролей, что позволяет выделить несколько типов социализации. Успешная реализации того или иного вида социализации обеспечивает успешность вхождения личность в общество на основании сформированности тех или иных моделей поведения, принятых в этом обществе.