Процесс социализации: что это?
Социализация выступает в качестве одного из процессов освоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний. Именно эта система позволяет ему в дальнейшем осуществлять успешную жизнедеятельность, а также функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя целенаправленное воздействие на личность, то есть это в первую очередь воспитательный процесс.
Этапы социализации совпадают с возрастными характеристиками и особенностями человека. Сегодня исследователи выделяют два ключевых этапа социализации:
- Первичная социализация индивида;
- Вторичная социализация индивида.
Первичная социализация индивида связана с приобретением самых элементарных, первоначальных знаний о культуре и окружающем мире. Индивид осваивает начальные представления о мире, а также о характере его взаимоотношений с другими людьми. В особой степени важным периодом первичной социализации индивида является подростковый возраст. Человек в этом возрасте особо конфликтен, и с этим связана активность человека, возможности и способности ребенка, которые превышают предписанные рамки поведения.
Что касается вторичной социализации, то она протекает в условиях нескольких аспектов жизни человека. Во-первых, это его профессиональная социализация. Она напрямую связана с овладением специальными навыками и знаниями, которые необходимы индивиду для трудоустройства и организации своей карьеры. Также очень важно приобщение к определенному типу субкультуры, при которой индивид приобретает новый культурный опыт, начинает воспринимать нормы и ценностную систему совершенно иного порядка. Благодаря этому профессиональная социализация расширяет контакты индивида, помогая ему примерять как можно большее количество социальных ролей.
Во-вторых, упомянем о включении индивида в систему общественного разделения труда как о втором уровне вторичной социализации. Уровень предполагает адаптацию в профессиональных кругах, а также реализацию себя в иных социальных институтах, например, в институте семьи. Скорость социальных изменений в современных обществах может привести к тому, что возникает необходимость так называемой ресоциализации. Человеку приходится полностью менять свою картину мира, отказываться от своего мировоззрения, усваивать новые знания и ценности вместо тех, что уже приелись, устарели.
Последний этап социализации – пенсионный возраст. Здесь индивид теряет свои профессиональные навыки, он более не может быть так активен в трудовой или любой другой деятельности. Усложняется и его переобучаемость. Период характерен изменениями в образе жизни и мышлении человека.
Факторы и средства социализации
На процесс социализации оказывают влияние многие факторы. Перечислим следующие из них:
- Микрофакторы;
- Мезофакторы;
- Макрофакторы.
Микрофакторы присущи первичной социализации в рамках малой социальной группы. Сюда следует отнести распределение ролей в рамках семейных отношений, а также распределение ролей в коллективе как в учебном процессе, так и на работе. Таким образом, микрофакторы затрагивают более узкие сферы жизнедеятельности индивида. Что касается мезофакторов, то они проявляются в социализации личности в рамках средней группы общества. Это могут быть этнические особенности индивида, его религиозные предпочтения, а также среда или место проживания, которое также влияет на его жизненные ориентиры.
Переходя к макрофакторам, хотелось бы отметить, что они в большей степени влияют на социализацию индивида, когда тот принадлежит к более обширной социальной группе. Это может быть государство, в котором привязываются культурные и иные ценности, поддерживаемые большинством населения. Все перечисленные факторы осуществляются благодаря ряду механизмов. Например, это может быть идентификация (определение или отождествление самого себя с другими членами конкретной социальной группы), копирование или подражание – стремление быть похожим на отдельных людей, желание может быть в копировании модели поведения как сознательного, так и несознательного толка.
Социальный контакт между личностями, а также между отдельной личностью и социальной группой обеспечивается благодаря некоторым средствам социализации. Во-первых, это язык как основной инструмент социализации. При помощи языка человек принимает информацию, анализирует ее, обобщает и передает другим членам общества. также с помощью языка он может выражать свои эмоции, заявляет о своей позиции и отстаивает ее. Во-вторых, средством социализации становятся ценности. Ценности – это идеальные представления, а также принципы, с которыми человек соотносит свои собственные поступки. Чтобы понять, соответствуют ли эти поступки общему мнению, человек ориентируется на нормы. Норма как еще одно средство социализации – это усвоенный личностью образ мышления, а также общения и поведения, который в идеале должен поддерживаться большинством, чтобы в обществе сохранялся баланс и не происходили глобальные конфликты.
Еще одним средством социализации является опыт, а также навыки и умения. Это образцы деятельности человека, к которым он стремится. Осваивая их, человек может считаться профессионалом в определенной сфере деятельности. Свой опыт в дальнейшем он может передавать другим людям, своим последователям и ученикам, усовершенствуя его и внося коррективы в соответствии с собственным видением. Навыки и умения играют не только поведенческую роль, но и дидактическую функцию. Это значит, что они позволяют обучаться на протяжении всей своей жизни. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыки и умения позволяет гораздо быстрее и, что самое главное, увереннее и эффективнее овладевать уже более новыми навыками и умениями. Таким образом, социализация играет важную роль в жизни человека, а ее средства и механизмы могут определять, как и с какими особенностями будет протекать вышеупомянутый процесс.