Понятие и принципы правового воспитания
Правовое воспитание представляет собой деятельность по передаче положительного опыта в правовой сфере от одного поколения к другому.
Несомненным является тот факт, что правовое воспитание в современном обществе очень важно. Оно преследует социально значимые цели и задачи. Посредством правового воспитания увеличивается уровень правосознания в обществе, воспитывается патриотизм и устанавливаются нерушимые социальные ценности.
Правовому воспитанию присущи свои методы, средства, функции. Представляется актуальным кратко их рассмотреть.
Правовое воспитание основывается на своих принципах. Условно их можно разделить на следующие группы:
- Общие,
- Социально-профессиональные.
К принципам можно отнести:
- Личностно-ориентационный принцип,
- Объективности,
- Целостности право воспитательного процесса,
- Целесообразности обучения,
- Нераздельности обучения,
- Сознательности,
- Единства учебной, практической, исследовательских деятельностей,
- Нераздельности правового воспитания и правового самовоспитания,
- Требовательности,
- Планирования и т.д.
Функциями правового воспитания выступают воздействие на волю и сознание людей через организованный процесс воспитания. Отражают все важные элементы, которые направлены на достижение задач правового воспитания. К функциям относят:
- Воспитательная,
- Познавательная,
- Регулятивная,
- Охранительная,
- Исторически-воспитательная,
- Профилактическая.
Средства правового воспитания
Средства правового воспитания представляют собой организованную методическую систему, объединяющую возможности, предметы, пути передачи нормативно-правовых норм и информации и всего, что может быть использовано для реализации и достижения целей правового воспитания.
В правовом воспитании используется обширное количество средств. Среди них возможно выделить:
- Нормативно-правовые акты,
- Культурно - образовательные организации,
- Средства массовой информации,
- Литература.
В науке средства правового воспитания делятся на две группы:
- Материальные,
- Устные.
Процесс воспитания воплощается в формах воспитания.
Форма воспитания – это средство для организации воспитательного процесса, благодаря которому воспитанник и воспитатель взаимодействуют
Формы воспитания способствуют достижению поставленных целей. Их различают по следующим критериям:
- По назначению (общие, такие как пропаганда и агитация и специальные (правовая практика и правоведение),
- По количеству (массовые и индивидуальные),
- По влиянию (индивидуальные, непосредственные, косвенные).
В правовом воспитании немаловажную роль играют методы (совокупность приемов и способов воздействия для достижения целей).
К методам можно отнести:
- Метод поощрения. Меры материального и морального стимула для достижения наилучших показателей.
- Метод убеждения. Гуманный способ воздействовать на сознание воспитанников.
- Метод принуждения. С его помощью воспитатель заставляет воспитанника совершенствовать свои качества.
- Метод примера. Системное воздействие на сознание людей путем демонстрирования положительного поведения и примеров.
- Метод соревнования. Создание атмосферы соперничества и равнения на лидера.
- Метод наблюдения. Фиксация влияния воспитания на личность воспитанников.
Грамотно подобранные формы, средства и методы правового воспитания способствуют лучшему восприятию и скорейшему достижений целей и задач системы правового воспитания.
Таким образом, использование прогрессивных средств и методов позволяет доносить для сознания людей ценности, которые закреплены ы основополагающих нормативно-правовых актах.