Система социализации ребенка в рамках приемной семьи
Семья – это самый первый социальный институт, в который попадает ребенок, и в котором в него закладываются основные идеи и нормы жизни, мировоззрение и мироощущение. Все, что заложено взаимоотношениями в условиях семьи, предопределяет дальнейшие отношения человека в уже более зрелом возрасте.
Отношения эти складываются на нескольких уровнях:
- С другими людьми;
- С остальным социумом;
- С образовательными и профессиональными группами.
Основная функция семьи, которая имеет первостепенное значение – это воспитание представителей подрастающего поколения. Воспитание производится в рамках социализации – процесса становления личности, когда она обучается, воспитывается, а подрастающим человеком усваиваются социальные ценности и нормы, общественные установки и образцы поведения, поддерживаемые в обществе.
К сожалению, так получается, что сегодня высока тенденция к сиротству. Ребенок не может оставаться в собственной семье по тем или иным причинам, поэтому социальные работники вынуждены тщательно подбирать ему приемных родителей. Приемная семья не должна ничем отличаться от настоящей семьи ребенка, поэтому будущие опекуны в качестве важного негласного правила принимают тот факт, что они не имеют права ни при каких обстоятельствах заявлять ребенку о том, что он приемный или не родной.
Выпускники детских домов сталкиваются с различными проблемами. К ним следует отнести в целом низкий уровень компетентности в бытовых вопросах, перегруженность уже имеющимся отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения, которые сначала демонстрировались в рамках семьи, а затем уже и в рамках детского дома. К тому же, в детских домах действует система сверхопеки, и это блокирует развитие установок на самостоятельность, выживание, формирует тип иждивенца без собственного мнения и желания развиваться.
В приемных семьях вектор воспитательной деятельности прежде всего направлен на то, чтобы воспитать в человеке самостоятельную личности, критическое мышление и собственное мнение по тем или иным вопросам, касающимся актуальных проблем. К элементом воспитательного процесса в приемной семье относятся следующие:
- Развитие самопознания личности;
- Позитивное отношение к самому себе, а также к окружающим;
- Создание позитивных условий и приобретение социального опыта на основе имеющихся данных;
- Разъяснение социальных ценностей и жизненных смыслов, их адекватное восприятие.
Специфика социализации в приемной семье
В основном усыновители руководствуются двумя основными мотивами: во-первых, они стремятся иметь ребенка, если не могут сами по каким-либо физиологическим причинам воспроизводить потомство. Во-вторых, это чувство милосердия к детям, которые остались без поддержки и защиты со стороны родителей. При этом, с будущими родителями должны вести активную работу социальные работники. Это люди, которые основываются на психотипе как ребенка, так и на психотипе обоих родителей и могут подобрать идеальное сочетание.
Каждый ребенок, оказывающийся в детском доме, уникален, и имеет свою собственную историю жизни. Несмотря на малое количество лет, такие дети уже имеют опыт, чаще всего негативный. Поэтому социальные работники обязаны анализировать работу с такими детьми более тщательно, а также готовить их к адаптации в новую семью, где они обретут новых членов семьи, которых ранее возможно никогда не было – маму и папу.
Социализация ребенка в замещающей, приемной семье напрямую зависит от качества работы как социальных, так и педагогических служб. Проблемы социализации ребенка могут перекликаться и во многом совпадать с проблемами социального сопровождения, а также сопровождения таких видов, как правовое, психолого-педагогическое, медицинское. Оно должно успешно осуществляться в приемной семье и соблюдаться в соответствии со всеми заранее предопределенными правилами. Проблемы сопровождения социализации ребенка в приемной семье можно разделить на следующие:
- Отсутствие как такового теоретического осмысления и, соответственно, описания в педагогической науке основных особенностей социализации ребенка как в приемных, так и в рамках патронатных (замещающих) семей;
- Отсутствие компетентных специалистов, которые владеют так называемой восстановительной технологией. Сейчас практически нет таких специалистов, которые могли бы работать с кровными семьями, оперативно помогать обретать уже утраченное социальное равновесие. Они также не могут разрабатывать грамотную систему работы по предупреждению такого опасного явления, как социальное сиротство;
- Отсутствие специалистов для организации психологического, социального и педагогического сопровождения приемных семей, а также для координации помощи приемное семье и социальному сироте со стороны таких специалистов, как врач, психолог, правовед, юрист и педагог.
Также к проблемам следует отнести отдаленность сельских территорий от районных и городских центров, что может создавать дополнительные трудности при организации педагогического сопровождения семей. Также отсутствует психологическая и педагогическая готовность самих приемных родителей реализовывать те важные функции воспитателей, которые необходимы для социализации сироты. Имеются и заметные сложности при вхождении ребенка в его новую, приемную семью, при формировании основных трудовых умений и навыков в самостоятельной жизни, самообслуживании, коммуникативных умений и навыков, образа семьи и ее основных ценностей и функций.
Таким образом, однозначно процесс социализации приемного ребенка в семье нельзя назвать успешным, так как ему могут мешать некоторые иные, не менее важные и влиятельные аспекты жизни. Крайне важно, чтобы ответственность за социализацию чувствовали и несли не только родители, но и социальные работники, поскольку они в первое время должны контролировать жизнь ребенка в семье, взаимоотношения, которые складываются с ее членами.