Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социализация подростков

Специфика социализации детей подросткового возраста

Социализация личности происходит на протяжение всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом, а также в юношеском возрасте. Некоторые авторы, акцентируя внимание на возрастных особенностях процесса социализации, подчеркивают, что в процессе присутствуют достаточно значительные различия, выражающиеся в специфике протекания данного процесса в различные возрастные периоды человека.

Замечание 1

По мнению отечественных авторов (например, по мнению А. В. Петровского), в подростковом возрасте человек стремится к проявлению своей индивидуальности. Как следствие, активно осуществляется индивидуализация личности. Социализация может помочь разрешить противоречие, с которым сталкивается человек в этот период времени: с одной стороны, он идентифицирует себя с обществом, но, с другой стороны, он обособляется от общества, потому что стремится выявить в себе уникальные черты.

То есть, успешный процесс социализации подростка предполагает следующее:

  1. Адаптацию человека к обществу и общественной системе, ее нормам и правилам, ценностям;
  2. Саморазвитие человека, выявление его уникальных черт, которые будут делать акцент на его уникальности, а не на возможностях быть похожим на всех остальных членов общества.

Особенности социализации в подростковом возрасте следует рассматривать с точки зрения нескольких фаз жизненного пути человека. Во-первых, это детство, когда активно происходит именно адаптация. Во-вторых, отрочество как символ индивидуализации человека. Юность, в свою очередь, становится интеграцией человека с сохранением его уникальных черт.

В юности, как и в подростковом возрасте, человек стремится стать частью какого-либо объединения, которое в дальнейшем даст ему возможность раскрыться с новых сторон. Между фазами также могут возникать некоторые противоречия, которые или мотивируют человека к более организованной и целесообразной деятельности, или дадут ему понять, что необходимо примерить на себя новые социальные роли, приобщиться к иным особенностям и чертам социализации, ее ценностям и ориентирам.

«Социализация подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Потребности подростка в процессе социализации

Социализация всегда предполагает удовлетворение потребностей тех лиц, которые входят в данный процесс. Так, особенности социализации человека в подростковом возрасте соотносятся с потребностями в таких аспектах, как самостоятельность и независимость, самоопределение и непосредственное общение со сверстниками для обмена опытом и знаниями. Каждый подросток сталкивается в желанием показать, что он уже созрел для принятия решений, а также может быть независим от своих родителей.

Это вполне оправданные желания, которые вполне могут осуществиться. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах своей социализации знания и навыки, а также образцы поведения, которые могут быть как приемлемы, так и не приемлемы в обществе. Но они не останавливаются на достигнутом, ведь продолжают усваивать новые образцы поведения, но в уже более расширенной социальной среде. Подросток стремится занять свое место в системе социальных отношений, пользоваться авторитетом у сверстников. Это стремление можно назвать стремлением в приобретении как можно более высокого статуса в обществе, достижении общественного признания.

Некоторые подростки стремятся к большему, поэтому их ценности и усваиваемые нормы не ограничиваются семейной средой, а также окружением сверстников. Но большинство все же принимают решение начинать с самых низов. Для кого-то максимум – обрести признание среди своих друзей и товарищей. Такие подростки могут прибегать к довольно асоциальным методам: начинают употреблять спиртные напитки, увлекаются курением, чтобы в глазах друзей выглядеть «круче». Но, в данном случае, многое зависит от воспитания подростка. Так, если в семье его приучили, что достигать успеха и завоевывать авторитет можно и иными способами, которые будут соответствовать социальным нормам, то в подростковом возрасте человек вряд ли прибегнет к вышеперечисленным отрицательным действиям.

В поиске своего места в обществе подросток может потерять себя. Его психика крайне нестабильна, очень гибка, и в этом возрасте ему можно навязать ложные нормы и ценности, которые будут восприняты как единственно верные. К тому же, подросток очень часто меняет свое окружение. Это связано с занятиями в кружках и секциях, поиске по-настоящему интересного дела, которое займет подростка. На пути к хобби ему предстоит испробовать много других видов деятельности, а значит сменить много других социальных групп.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствам массовой информации образцам и эталонам успешных людей и тем, кто себя выдает за таковых. Таким образом, к ключевым факторам социализации подростков следует отнести особенности воспитания и проведения досуга в рамках семьи, отношение к каким-либо объектам, процессам и явлениям в обществе. немаловажны приоритеты и установки, семейные ценности, неформальное окружение подростка и компания, в которой он проводит свое свободное время. Большую роль играют образовательные институты (например, школа), и отношение подростка к той системе ценностей, которая прививается во время школьного обучения. То есть, основными институтами социализации подростка являются такие, как:

  • Семья – родители, старшие или младшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, которые принимают то или иное участие в воспитании подростка и в целом в его жизни
  • Неформальная группа – друзья, приятели и сверстники, которые окружают подростка и также демонстрируют ему возможные модели поведения и восприятия ключевых социальных норм и ценностей;
  • Школа – педагогический состав, одноклассники. Социализацию можно оценить по тому, как подросток относится к учебному процессу, а также по отношениям его с одноклассниками, другими учащимися школы и педагогическим составом.
Дата последнего обновления статьи: 12.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot