Теории социализации
Если рассматривать социализацию с индивидуально-психологической точки зрения, то она будет процессом развития собственного «Я», которое является уникальной личностной идентичностью.
Общество, в котором живет человек, в ходе этого процесса с раннего возраста становится частью человека. Ценности этого общества формируют идеалы и цели индивида и направляют его поведение.
Процесс формирования собственного «Я» рассматривает несколько теорий социализации.
Теория Ч. Кули «Зеркальное Я». Этот американский психолог в начале XX века выступил с теорией формирования личности через социальное взаимодействие. Он отмечает, что отдельный индивид и общество – это неизвестная опыту абстракция, общество и индивиды не являются отдельными феноменами. Индивида нельзя отделить от общества, потому что его собственное «Я» формируется только через взаимодействие с другими людьми. Это концепция «зеркального Я», где образ «Я» есть отражение того, как другие данного индивида воспринимают, как ему это представляется. Например, индивид думает, что он остроумен, потому что его друзья смеются шуткам, индивид думает, что талантлив, потому что преподаватели его хвалят и др. это тенденция признания мнения других как своего собственного мнения формирует собственную идентичность, т.е. «Я» развивается в социальном взаимодействии;
Теория американского социального психолога Д. Мида «Я в обществе». Он солидарен с Кули, полагая, что никакого «Я» отдельно от общества не может быть. Принимая роль других людей и глядя на свое поведение их глазами, дети развивают свое «Я», что, по мнению Мида, происходит в рамках двух стадий:
- Игровая стадия, когда ребенок изображает другое лицо, например, пожарного, летчика, космонавта и др. Это «принятие роли другого» и особенно важными моделями становятся те, кто для детей имеет большое значение – это «значимые другие»;
- В старшем возрасте ребенок начинает представлять поведение других, не пытаясь играть их роль, например, играя в волейбол, ребенок реагирует на действия других игроков. Ожидаемые реакции и правила игры обеспечивают индивидуальное поведение, т.е. социальный контроль становится самоконтролем полностью социализированной личности.
Формирование «Я» индивида, согласно концепции Мида, происходит на основе оценки им своих субъективных переживаний с точки зрения своего сообщества.
Теорию Мида подтвердили С.Миямото и С. Дорнбуш, проведя исследовательскую проверку – как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как, по его мнению, о нем думают другие.
Каждая личность, считал Мид, – это уникальное действующее лицо всех социальных процессов, хотя источники собственного «Я» находятся в обществе. В своей теории Мид выделяет две стороны собственного «Я» и называет их – «Я – сам» и «Я – меня»
На отношения со стороны других людей реагирует Я – сам, а на отношения со стороны других осознает Я – меня, осознает, что является объектом внимания других людей.
Таким образом, обе концепции – Ч. Кули и Д. Мида направлены на то, чтобы понять, какое влияние на людей оказывает то, что, по их мнению, другие думают о них.
Теория социализации З. Фрейда
Теория Фрейда исходит из того, что на социальные ситуации реакции людей могут быть неосознаваемыми, иррациональными и неконтролируемыми. Австрийский психолог, невропатолог и психиатр З. Фрейд – создатель самой известной теории личности и современник Ч. Кули и Д. Мида.
Он предлагает по новому взглянуть на социализацию личности и предполагает, что в поведении родившегося ребенка первоначально доминируют биологические побуждения и делают его агрессивным, сконцентрированным на собственном «Я» создании.
В этот период ребенок постоянно ищет удовлетворения своих потребностей. Эти антисоциальные побуждения неосознаваемы и имеют биологическую основу. Фрейд называет их «Ид» («Оно»).
Посредством родителей общество, воздействуя на ребенка, препятствует импульсивным требования «Ид». Например, ребенок получает пищу, но в соответствии с режимом кормления, с раннего детства ребенок приучается к горшку, родителями пресекается сексуальное удовлетворение от мастурбации.
Фрейд полагал, что ребенок проходит во время своего роста через оральный, анальный, фаллический периоды. Опыт, полученный в течение этих периодов, оказывает затем значительное влияние на взрослую жизнь. Эти фазы процесса социализации являются критическими периодами, и по мере удовлетворения своих биологических побуждений, ребенок поощряется за свое поведение родителями или наказывается ими.
Так малыш учится повиноваться желаниям других людей и, в то же время, контролировать свои импульсы. Говоря другими словами, ребенок, взаимодействуя с важными для него людьми, приучается следовать социальным нормам.
Усваивая установки родителей и ценности, у ребенка развивается сознание или «суперэго». Соответствующее место в процессе социализации по Фрейду отводится «эго» – рациональному, сознательному компоненту «Я».
Конфликт, возникающий между «Ид» и «суперэго» разрешить пытается «Эго», находя для этого реалистические пути удовлетворения требований одного и другого компонентов «Я». Если даже неосознаваемые желания «Ид» находятся за пределами сферы сознания, они всё равно продолжают требовать удовлетворения.
Страх наказания за удовольствия, которые запрещены, вновь проявляются или в сновидениях или иррациональном поведении ребенка. Если подавляется очень много желаний, а «суперэго» оказывается требовательным, то страхи и тревоги становятся непреодолимыми и деструктивным образом поражают человеческое «Я».
Таким образом, социальные требования могут причинить вред здоровью. Между биологическими основами человека и обществом всегда существует компромисс, и как полагал Фрейд, он никогда не будет полностью успешным. Неосознаваемые желания и социальные требования, по мнению, Фрейда, всегда будут находиться в конфликте.
Стадии социализации З.Фрейда
З. Фрейд – основатель психоанализа, одним из первых выделил механизм социализации ребенка. Личность по Фрейду представлена тремя компонентами – «оно», «я», «сверх-я».
Первый компонент «оно» является примитивным компонентом, иррациональным и бессознательным, это носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия.
Контроль личности с учетом особенностей внешнего мира осуществляет компонент «я».
Компонент «сверх-я» выступает носителем моральных норм и выполняет оценочные функции. Фрейд считал, что становление этих трех компонентов личности является результатом процесса «развертывания» врожденных свойств человека, именно так он понимал процесс социализации.
Ученый выделяет пять стадий, которые имеют связь с определенными участками тела:
- оральная стадия,
- анальная стадия,
- фаллическая стадия,
- латентная стадия,
- генитальная стадия.
Первая стадия протекает на первом году жизни и соответствует оральной фазе развития человека. Идет развитие параметра социального взаимодействия – доверие и недоверие. При отсутствии должного ухода и любви у младенца вырабатывается недоверие к окружающему миру, которое он переносит в другие стадии своего развития.
Каждая последующая стадия развития начинается с вопроса, – какое начало одержит верх.
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни ребенка и по Фрейду совпадает с анальной фазой. С одной стороны на этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью и с другой стороны – стыдливостью и неуверенностью. Если ребенок выносит из этой стадии самостоятельности больше, чем стыда, то это означает, что в дальнейшем он будет хорошо подготовлен к развитию этой самостоятельности.
На 4-х и 5-ти летний возраст приходится третья стадия, в возрасте от 6 до 11 лет ребенок проходит четвертую стадию, которая соответствует латентной фазе, а пятая стадия начинается от 12 до 18 лет.