А. С. Макаренко как известный педагогический деятель
С именем Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.) связана целая история, которая легла в основу современной педагогической мысли. Он является одним из известнейших советских педагогов и писателей, обладавших терпеливостью, толерантностью и несомненным талантом. Одним из венцов его трудов является признание со стороны ЮНЕСКО и решение 1988 года, которое коснулось всего нескольких педагогов, определивших способ педагогического мышления и в целом педагогическую науку 20-го века, среди которых и А.С. Макаренко.
Известность А.С. Макаренко принесла его преимущественная работа с беспризорниками и сиротами. Он организовал и возглавил несколько колоний, которые состояли из детей и подростков, чье поведение было крайне запущено. Это были дети без жилья, родителей, с психическими отклонениями и криминогенными наклонностями. Дети не могли жить в нормальном обществе, поскольку сталкивались с презрением и сами презирали весь мир. Их судьба было очень тяжелой: маленькие воры, девочки-проститутки, дети, которые каждый день испытывали ненависть и пренебрежительное отношение со стороны родителей.
Но именно А.С. Макаренко смог справиться с теми, от кого отказались родители, бросив на произвол судьбы и считая их пропащими. Одна из особенностей работы А.С. Макаренко – отказ от помощи воспитателей. Так, например, в колонии им. Дзержинского он отказался от любой помощи, а на его попечении осталось около 600 детей. Все они – бывшие правонарушители, подход к которым смог найти лишь талантливый педагог, который с уверенностью утверждал: «Воспитание – это легко».
Воспитанники вели самостоятельный образ жизни: сами вставали в строго назначенное время по сигналу, убирали за собой (в колонии не было уборщиц, поварих). Ежедневно коммуну посещали различные делегации, чтобы убедиться, что методы работы А.С. Макаренко действительно работают. Всего учениками А.С. Макаренко стали более чем 3000 детей. Среди них не было известно случаев рецидива, возвращения к криминальному и асоциальному образу жизни. Многие из очевидцев утверждают, что после возвращения к нормальной жизни они были вполне счастливы и благодарны своему педагогу. Сам А.С. Макаренко говорил о том, что его педагогическая деятельность не строилась на каких-то логических технологиях, а в основу его учений легли моральные проповеди, ведь только так, через внутренний мир человека и воспитание есть возможность достучаться до него, все зависит лишь от методов, которыми пользуется учитель.
Принципы системы А. С. Макаренко
Целью А.С. Макаренко было:
- направить человека на «путь истинный»,
- вывести ребенка из агрессивного и девиантного состояния,
- с самого начала, по кирпичикам, собрать его личность.
Таким образом, процесс первичной социализации у многих его учеников происходил не спонтанно, как это обычно бывает с людьми, а под четким контролем. Ребенку порционно выдавались специальные знания, которые он должен был воспринять, при этом изолируя его от негативного воздействия. Социализация проходила в условиях дисциплины, которая затем переросла в самоорганизацию, потому что ребенку не нужно было напоминать о подъеме, поддержании чистоты своего внешнего вида и окружающей среды.
Авторская методика преподавательской деятельности А.С. Макаренко строилась на нескольких принципах, в каждом из которых педагог делал акцент на разных элементах системы. Основой методики А.С. Макаренко является весь воспитательный коллектив. В нем дети должны чувствовать себя не отдельными единицами, а частью большого механизма. Важно донести до ученика, что без него механизм действовать не сможет, поэтому каждый ребенок связан с другим бытовыми и дружескими, а в более взрослом возрасте и деловыми целями. Это создает особую, комфортную среду, в которую окунается личность, чувствуя свою значимость и ответственность за последствия своего поведения. К тому же, это очень успешно влияет на взаимоотношения с другими людьми, поскольку ребенок учится уважительно относиться к ближнему, и получает такое же отношение в ответ.
Самоуправление – второй принцип педагогической системы А.С. Макаренко. Система воспитания педагога признается весьма демократичной, поскольку каждый ученик был сам вправе выбирать свой творческий и деятельностный путь, что в каком-то смысле означало свободу его действий. Сам Антон Семенович комментировал это так: «Каждый ребенок должен выступать и в роли командира, и в роли рядового». В группе выбирали старшего на ограниченный срок, после чего проходило избрание нового командира. Таким образом, у каждого был шанс проявить себя.
Систему воспитательной деятельности педагог считал невозможной без участия ребенка в производительном труде. Он полагал, что именно труд может воспитать в человеке чувство самоорганизации, и если ребенок справляется с такой деятельностью, то сможет вынести любые трудности, которые подготовит ему взрослая жизнь.
Стоит отметить, что А.С. Макаренко был одним из первых, кто отметил необходимость и важность домашнего воспитания ребенка. Родители – это пример, и только от их поведения и отношения к подрастающему человеку зависит его поведение, мировосприятие и отношение к окружающему миру.
Но пример со стороны родителей может поощряться, а может и подвергаться критике. Макаренко критиковал родителей тех детей, которые были под его чутким присмотром. Они также определял роль учителя и его качества. А.С. Макаренко подчеркивал, что учитель должен быть искренен в своих намерениях и внимателен к каждому ребенку, ведь судьба и так была неблагосклонна к детям, раз они оказались в коммуне.
Дисциплина у А.С. Макаренко – это не средство, и даже не метод воспитательной деятельности: дисциплина – это конечный результат. Правильно воспитанный человек в любом случае будет дисциплинирован, поскольку это будет одним из результатов и категорий его нравственности и воспитания. Особую роль педагог уделял воспитанию привычек у человека: «делать как-то не потому, что не может иначе, а потому что привыкли поступать именно таким образом».