Гуманистическая теория Эриха Фромма
Гуманистическая теория Эриха Фромма (1900-1980 гг.) является одним из фундаментальных направлений, которое раскрывает психические и личностные особенности развития личности в условиях развития современности. Сам Э. Фромм определяет ее как совокупность ключевых теоретических обоснований, которые выдвинуты по проблемам психических факторов а также факторов социальной направленности, играющих важную и несоизмеримую роль в процессе социализации личности.
Концепция личности, сформулированная Э. Фроммом, носит название «радикальный гуманизм». Его главные вопросы в основном строятся именно на неизвестных и до сих пор не изученных до конца особенностях личности: в чем ее сущность? Что именно делает человека тем человеком и личностью, которая выполняет сразу несколько видов социально-значимой деятельности, и исполняет сразу несколько социальных ролей?
Человек в концепции Э. Фромма – это существо, которое находится в непрерывном поиске оптимальных путей своего развития. Но особую роль в этих процессах играют внешние факторы и условия, которые могут или помочь человеку социализироваться, или разрушить его намерения с учетом неблагоприятности окружающей действительности.
Так, Э. Фромм пришел к выводу, что человек может достичь всего, чего пожелает, если внешние условия будут соответствовать его ожиданиям и благоприятствовать достижению поставленных целей. Таким образом, на обществе лежит особая ответственность за личность. При этом человек выступает не только как объект обстоятельств, но и его продукт: то, какой личность становится, полностью зависит от благоприятствующих, или наоборот, препятствующих внешний условий и факторов. Но при этом человек – существо динамично развивающееся. Его внутренние особенности, предпочтения, интересы, страсти зависят только от его биологической природы, а проявляются только в результате социального процесса формирования личности – социализации.
Процесс социализации в теории Эриха Фромма
Мнение Э. Фромма о процессах социализации было высказано еще в далеком 1947 году. Автор утверждает, что в них огромную роль играют человеческие отношения, ведь именно через них человек проявляет себя и свое видение конкретных социальных ситуаций, а также других участников общественной системы. Форма общения, развитая в той или иной форме, приводит к формированию социального характера. Если человек агрессивен, а его поведение несет вредительскую составляющую, то, соответственно, социальный характер будет носить отрицательные характеристики. Если человек с уважение относится к окружающим, то будет восприниматься со стороны положительно.
По мнению Э. Фромма, социальный характер – это не просто совокупность черт характера человека, которые можно соотнести с его религией, культурой и национальностью. Социальный характер можно понимать лишь соотнеся его с функциональными особенностями. Ключевая функция социального характера – поиск техник и методов для успешного формирования человеческой энергии и направление ее внутрь конкретного общества. Любое действие человека должно удовлетворять не только его потребности, но также нести благо окружающим его социальным группам. Только во взаимодействии с другими людьми человек может раскрыть самого себя и действительно понять, какой он на самом деле. Общение также может исправить его поведение, если оно обладает какими-либо девиантными отклонениями.
Деструктивность по Эриху Фромму
Рассматривая процессы социализации, Э. Фромм коснулся проблемы одиночества. По сути, ощущая на себе недостаток внимания, человек становится мазохистом. Мазохизм, по мнению автора – это феномен, ведь это действительно очень интересно: страдая от одиночества, человек может переступить через себя в стремлении найти кого-то, подчиниться ему. Этим кем-то может быть один отдельный человек, более обширная социальная группа или целый социальный институт. При этом человек испытывает неполноценность, несамостоятельность и беспомощность. Все это является частью деструктивного поведения личности.
По Э Фромму, деструктивность – это активная форма отчужденности. Ее цель – поиск любых способов и действий, которые позволят человеку избавиться от угрозы и ее источника. Причем, зачастую эта угроза существует лишь в голове человека, как надуманная и навязанная проблема, комплекс, и справиться с ней поможет лишь специалист – психиатр или психолог. Этому типу ориентации противостоит другой тип – комформистский. Э. Фромм подчеркивает, что такие проявление в особой степени присущи демократическим обществам.
Таким образом, процесс социализации индивида, по мнению Эриха Фромма – это совокупность различных приемов, с помощью которых человек под воздействием внешних факторов постигает самого себя. При этом влияние это взаимное: внешние факторы влияют на человека, могут быть препятствующими или благоприятствующими. Но многое зависит и от внутренних установок личности.
Человек может быть настроен крайне враждебно к окружению, и в таком случае успех социализации ставится под вопрос. Но обладая внутренней настроенностью и интересами, человек способен достигнуть успеха в этом процесса, что сделает его полноценной личностью, профессионалом, успешным человеком, семьянином и общественным деятелем. Все зависит от выбранной направленности и интересов человека.
В своей работе Э. Фромм всегда придерживался веры в то, что любой человек ради своего блага способен избавиться от тех условностей, иллюзий и комплексов, которые сам выстроил вокруг себя и взрасти внутри. Его гуманистический радикализм указывает на то, что в современном обществе необходимы радикальные перемены, в особенности в личностных и поведенческих структурах человека, которые и составляют систему его ценностных ориентаций.
Любая личность формируется взаимоотношениями между людьми, а эти отношения уже строятся в зависимости от сферы своего влияния и действия, например:
- экономической,
- политической,
- социальной,
- духовной,
- профессиональной,
- семейной.