Семья как микросоциум
На процесс социализации личности огромное влияние оказывает семья. Ее определяющая роль обусловлена глубоким воздействием на все физические и психические качества личности. Семья – это основной институт воспитания, в ней закладываются будущие качества личности.
Семья – это группа людей, объединенная родственными узами, социально-педагогическими характеристиками и предназначенная для удовлетворения человека в потребностях продолжения рода и самоутверждении.
Семья играет основную роль в формировании жизненных принципов и нравственных начал ребенка. При формировании личности здоровая, оптимально функционирующая семья оказывает следующее воздействие:
- способствует развитию личности;
- укрепляет психическое здоровье;
- поощряет интересы и влечения своих членов;
- развивает у детей чувство надежности и уверенности;
- структурирует возможности достижения самореализации и безопасности;
- способствует проявлению образа своего «Я» у личности;
- определяет границы идентификации.
Структура личности ребенка формируется с первых дней жизни под влиянием и в процессе взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, другими близкими родственниками.
Влияние разных типов семей на процессы социализации
Успешная социализация ребенка, его воспитание зависят от структуры семьи:
- полная семья – семья, в которой есть оба родителя, или один из родителей замещен мачехой или отчимом;
- неполная семья – семья одинокой матери или отца с детьми; семья, где воспитанием детей занимаются бабашка и/или дедушка, тети, дяди и т.д.
В неполных семьях наблюдается снижение воспитательных возможностей в результате длительного влияния на детей конфликтных, напряженных психологических ситуаций, возникновения эмоционального «голода» или, напротив, чрезмерной родительской любви, низкого культурно-образовательного уровня родителя и т.д.
В неблагополучных семьях процесс социализации существенно затруднены и нарушены. Это семь с нарушенной структурой, где игнорируются и обесцениваются главные семейные функции, наблюдаются дефекты воспитания, вследствие чего появляются «трудные дети».
Роль семьи в социализации личности
Семья – основной и первый социальный институт, оказывающий активное влияние на процессы социализации, формирования личности ребенка.
Первичную социализацию, особенности психического развития на раннем этапе развития ребенка определяют естественно-биологические и социальные связи между родителями и детьми.
Семья играет значительную роль в введении ребенка в систему общественных отношений.
Прямая обязанность родителей в отношении ребенка:
- обучить накопленному человечеством социальному опыту;
- привить нравственные нормы, традиции и культуру родной страны.
На процессы социализации в семье влияют:
- природное здоровье и наследственность;
- материальное благосостояние;
- экономическая составляющая;
- уклад жизни;
- социальное положение;
- место проживания;
- количество членов семьи;
- отношение к ребенку.
Родители – первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье –это сложный социально-педагогический процесс. На процесс социализации огромное влияние оказывают:
- характер взаимоотношений между родителями;
- психологический климат в семье;
- степень взаимного внимания, согласия, уважения и чуткости;
- характер и тон разговоров;
- способы решения проблем.
В процессе социализации семья должна решить следующие задачи:
- создать необходимые условия для роста и развития ребенка;
- обучить необходимым умениям и навыкам;
- передать опыт создания семьи, ее сохранения; отношения к старшим; обучения и воспитания в ней детей;
- воспитать ценностное отношение к себе и другим людям;
- обеспечить психологическую, социально-экономическую защиту ребенку.