Характеристика программы социализации
Программа социализации – это документ, который содержит определение целей социализации, направления социализации личности и последовательность реализации данного процесса.
Чаще всего, программа социализации публикуется различными учебными заведениями, которые учитывают специфику и направление своей деятельности. Программа всегда основывается на ключевых требованиях, выдвигаемых к результатам освоения ключевых образовательных программ основного общего образования. Также сюда входит соответствие следующим направлениям:
- Концепция духовно-нравственного развития;
- Программы формирования и развития универсальных учебных действий.
Возможность успешной реализации программы социализации человека (в нашем случае, учащегося) в большей степени зависит от того, насколько у самого учащегося развиты некоторые личностные качества (готовность и непосредственная способность к развитию), мотивированность к получению новых знаний и освоению учебной программы. На уровне среднего общего образования данные показатели проявляются, если были изначально заложены в начальной школе.
В программе социализации особое место занимает духовно-нравственное воспитание и социализация детей младшего школьного возраста. Здесь важную роль играет несколько значимых составляющих этого процесса:
- Воспитание таких качеств, как гражданственность, патриотизм, уважение к свободам и правам других людей, а также к обязанностям человека, их исполнение и добросовестное отношение к результатам своей деятельности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания – представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нравственно-этический опыт взаимодействия с семьей, сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Сюда следует отнести уважительное отношение к религии, причем не только к той, которую исповедует сам индивид, но и к иным религиозным направлениям и вероисповеданиям, сочувствие и сострадание;
- Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учебному процессу, труду и в целом к жизни.
В программе социализации особое внимание уделяют также воспитанию ценностного отношения к окружающей среде и природе (так называемое экологическое воспитание). Это и ценностное отношение к природе, и первоначальный опыт как эстетического, так и эмоционально-нравственного отношения к природе и окружающей среде. Таким образом, на всех этапах социализации – и во время первичной, и во время вторичной социализации человек постигает нравственные и эстетические нормы и ценности, которые обязан пронести через всю жизнь.
Социализация как категория общественного бытия
Многие исследователи рассматривают процесс социализации в качестве одной из значимых категорий общественного бытия. В этом случае, ее можно определить как процесс операционального овладения человеком набором некоторых программ деятельности и поведения. Они характерны для культурных традиций, которые существуют в пространстве, окружающем его. Также здесь важно усвоение им знаний и ценностей, а также норм, которые выражаются в вышеперечисленных традициях.
Нормы и ценности, осваиваемые в процессе социализации, необходимы человеку для взаимодействия с носителями иных традиций и культуры, сотрудничества с ними на основе толерантности и межкультурного диалога, который также может быть межэтническим, если предполагает диалог представителей разных этносов.
На финальном отрезке первичной социализации, уже в подростковом возрасте человек предъявляет свои требования и качества окружающим. Эти качества практически латентно складывались к течение более чем десятилетней социализации в семье, детском саду и школе, а также в социуме. В подростковом возрасте человек начинает больше осознавать себя, понимает, что приближается к тому периоду, когда сможет беспрепятственно заявлять о себе.
Подросток начинает нуждаться в общественном признании накопленного к этому времени опыту, пусть он скорее основывается на опыте других людей (родителей, педагогов, старших товарищей). В это время повышается потребность показать себя, продемонстрировать свою независимость и способность принимать взрослые и самостоятельные решения. Иногда человек прибегает к крайним мерам: это могут быть проявления девиантного поведения, а также вовлеченность в некоторые субкультурные объединения, которые не всегда несут положительное влияние и на индивида, и на общество в целом.
Целями социализации являются следующие задачи. Во-первых, это обогащение и совершенствование личности человека посредством социальной и педагогической, а также культурной поддержки со стороны. Усилия в данном случае направлены на обретение собственной личностной, гражданской и социокультурной идентичности. Во-вторых, обретение воспитанниками способности операционально владеть набором деятельности и поведения, которые характерны для полноценного человека. Это очень четко сочетается с ключевыми задачами социализации: согласование самооценки и притязаний с возможностями их реализации в социальной среде, которая окружает человека. Также очень важно уметь создавать всевозможные условия для подобной реализации, которые будут приемлемы и отвечать потребностям общества, его ожиданиям.
Таким образом, социализация должна создать такую личность, которая будет соответствовать ожиданиям и потребностям общества в конкретный промежуток времени, и при этом сможет сама реализовывать свои потребности, которые любой человек имеет на протяжении жизни, и нуждается в их удовлетворении. Иначе он потеряет мотивацию в своей деятельности, что приведет к негативным последствиям. Таким образом, социализация – это двусторонний процесс, и только соблюдение всех ее приемлемых условий позволит человеку адаптироваться к социальной среде, стать ее частью и изменять ее в соответствии с потребностями и интересами.