Сущность профессиональной социализации
Социализация сегодня определяется в качестве одного из значимых процессов становления личности. Что касается профессиональной социализации, то она является в большей степени процессом самоопределения и вхождения личности в профессиональную среду и, соответственно, в профессию. Профессиональная социализация включает в себя следующие элементы:
- Профессиональную ориентацию;
- Профессиональное самоопределение;
- Профессиональную адаптацию;
- Развитие профессионального самосознания специалиста;
- Развитие профессионально-трудовой социализации в процессе осуществления своих трудовых функций.
Личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, существуя при этом в условиях профессиональной среды. Она оказывает очень сильное влияние на профессиональное развитие личности, ее становление и способности совершенствоваться в различных профессиональных областях. Такие области могут быть схожими с профессиональными интересами индивида, а могут быть совершенно противоположными.
Профессиональная социализация и ее эффективность определяется постепенным самоопределением, а также «вхождением» обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом многие исследователи отмечают, что профессиональную социализацию следует определять как систему взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем, которые описаны как в педагогической, так и в психологической литературе. Необходимо соблюдать комплекс «лицей-колледж-вуз» для того, чтобы человек получал определенные знания и навыки на разных этапах своего профессионального становления и развития.
Результатом профессиональной социализации становится профессиональная ориентация. Но, тем не менее, некоторые авторы указывают на то, что ориентацию можно считать также и исходным моментом профессиональной социализации. Наиболее точно о результате можно говорить тогда, когда человек полностью социализируется и получает наиболее полные и конкретные навыки в желаемой профессиональной сфере. Это значит, что он окончательно адаптируется к условиям и осознает свою ответственность за совершаемые поступки. При этом профессиональная социализация может привести человека к сомнениями по поводу осваиваемой профессии и, соответственно, натолкнуть его на мысли о том, что следует попробовать себя в иной сфере для того, чтобы усовершенствовать заложенные в личность навыки и знания.
Таким образом, профессиональная социализация формирует потенциал будущего специалиста, особенности его успешного включения в процесс трудовой деятельности и обеспечивает последующее поддержание высокого уровня его профессиональной мобильности, гибкости в течение всей профессиональной карьеры.
При оптимальном процессе профессиональной и трудовой социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче знаний и опыта из поколения в поколение. Также передаются социокультурные установки, профессиональные взгляды, ценностные ориентации и социопрофессиональные навыки и умения, мастерство. Благодаря профессиональной социализации обеспечивается постепенное вхождение индивида не только в профессиональную, но также и в социальную жизнь. Им достигается та необходимая устойчивость, которая становится залогом успеха.
Особенности профессиональной социализации
Профессиональная социализация разными исследователями рассматривается под разным углом. Тем не менее, все они сходятся во мнении о том, что это специфический адаптационный, интеграционный социально-психологический процесс, благодаря которому происходит усвоение профессионально-ролевых установок личности, норм и знаний, образцов профессионального поведения. В дальнейшем все вышеуказанные аспекты могут воспроизводиться в профессиональной деятельности. Все это лежит в основе потенциала для профессиональной мобильности личности.
Но профессиональная социализация – это не только обширный процесс: это также и механизм, который нацелен на осуществление формирования личностных, профессиональных и социальных качеств будущего специалиста. Именно эти качества и черты позволят ему в дальнейшем успешно выполнять определенные социальные роли и исполнять свои функции, которые обозначены в трудовом договоре и предполагают результаты их деятельности.
Важно отметить тот факт, что профессиональная социализация будущего специалиста обусловлена спецификой ее осуществления в условиях профессиональной образовательной организации. Эффективность такой профессиональной социализации во многом зависит от ряда взаимосвязанных факторов:
- Нацеленность основных профессиональных программ в системе образования на развитие профессиональных компетенций, которые пригодятся человеку в тех или иных условиях;
- Развитие профессиональных и социальных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и уровня квалификации;
- Продолжительность адаптации будущего специалиста, независимо от его звена (среднего или высшего) к постоянно динамично меняющимся условиям окружающей действительности;
- Сформированность умений принимать и осознавать реальные, а также будущие требования со стороны профессионального сообщества, которые могут меняться в зависимости от изменений в социальной, экономической, политической или правовой системах;
- Создание микроклимата организации и последующее конструирование наиболее логических и подходящих способов для взаимодействия с субъектами социальных отношений, которые окружают индивида на протяжении всей его профессиональной карьеры.
Таким образом, профессиональная социализация индивида необходима ему для того, чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. К тому же, социализация сама по себе предполагает, что индивид осваивает новые знания и умения, а также навыки, которые определяют его как будущего профессионала. Социализация позволяет также осознавать самого себя, не бояться пробовать новые способы работы и получения опыта. Сегодня она должны контролироваться со стороны более опытных профессионалов, а также со стороны руководства организаций, где появляется и осваивается новый коллега. Именно от этого зависит успешное вхождение человека в новые условия, его адаптация и желание в дальнейшем развиваться, осваивать новый опыт и делать из себя специалиста более высокого уровня.