Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Признаки и факторы социализации личности

Понятие социализации

Определение 1

Личностью и субъектом деятельности человек становится в процессе социализации. Социализация – это, во-первых, усвоение индивидом социальных норм, а во-вторых, освоение им социальных ролей, которые приняты в данном обществе.

Начинается социализация с рождения ребенка и заканчивается в старости, т.е. продолжается в течение всей жизни человека. Именно социализация объясняет как человек, являясь биологическим существом, превращается в существо социальное.

Социализация не поддается манипулированию или искусственному управлению, её нельзя ускорить. В ходе этого кумулятивного процесса происходит накапливание социальных навыков и знаний.

Социализация делится на две стадии по степени своей завершенности – это социализация начинающаяся и завершающая. Первая стадия социализации в основном область приписываемых статусов, а вторая стадия – это сфера достигаемых.

Выделяют первичную и вторичную социализацию, которые связывают с первой и второй половиной жизни и с формальными и неформальными институтами. Подобное деление процесса социализации получило название формально-хронологического.

Ряд ученых считает, что первичная социализация тоже продолжается всю жизнь, и нет смысла делить этот процесс по половинам жизни.

Существует и вторая точка зрения, которая является более убедительной. Американский социолог Ч. Кули в начале XX века ввел два термина – «первичная группа» и «вторичная группа», если первая группа – это знакомые люди, то вторая группа – люди незнакомые.

В первичных группах люди, как правило, знают друг друга, имеют доверительные неформальные отношения – это, прежде всего, семья, а также группа ровесников. Вторичную социальную группу представляют: армия, институт, школа, суд и др. (т.е. это сфера социальных, деловых, формальных отношений).

Формальные отношения регулируются каким-нибудь документом и, понятно, что при неформальных отношениях таких документов нет, например, неформальные отношения членов семьи.

«Признаки и факторы социализации личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Надо сказать, что те и другие отношения человеку необходимы, особенно для полноценной социализации. Процесс социализации будет тем более полноценным, чем более разнообразным будет опыт общения и взаимодействия индивида.

Факторы социализации

На человека оказывает влияние множество разных обстоятельств, требующих определенного поведения и активности. Сколько будет этих обстоятельств или вариантов их сочетания, столько и будет факторов социализации.

Получается, что далеко не все факторы социализации известны, а известные ещё не изучены до конца. Факторы социализации классифицированы, а наиболее логичной считают классификацию, предложенную А.В. Мудриком.

Основные факторы социализации он объединил в три группы:

  1. макрофакторы;
  2. мезофакторы;
  3. микрофакторы.

Макрофакторы, как правило, оказывают влияние на социализацию всех жителей планеты.

К мезофакторам он относит группы людей, которые выделяются по национальному признаку, по принадлежности к аудитории.

Микрофакторы оказывают непосредственное влияние на человека. Социологи считают, что микрофакторы на развитие человека влияют через агентов социализации. Состав агентов на разных этапах жизни будет специфичен, например, агентами по отношению к детям выступают родители, братья и сестры, родственники, учителя.

В молодые годы в состав агентов могут входить коллеги по работе, учебе, а также супруг или супруга, в зрелом возрасте – уже собственные дети, в пожилом – члены их семей.

Для социализации существует набор средств, они, как правило, специфичны для определенного социального слоя, определенного общества, для возраста человека. В качестве примера можно привести методы поощрения и наказания в семье, вскармливание младенца и уход за ним.

Хорошо организованные социальные группы имеют большие социализирующие возможности, но социальные группы по возможности оказать воздействие на личность, далеко неравнозначны.

Семья оказывает наибольшее влияние на дошкольников, для подросткового и юношеского возраста действенным будет влияние групп сверстников.

Для зрелого возраста значение уже имеют трудовой коллектив, отдельные личности, сословие.

На протяжении всей жизни человека сохраняются такие факторы социализации, как этнос, ментальность, нация. Ученые считают, что макрофакторы социализации прямо или опосредовано, влияют на становление личности и придают этому большое значение. Без учета макрофакторов нельзя разработать даже научно обоснованную региональную программу социализации молодого поколения.

Нельзя не учитывать тот факт, что на одну личность большое влияние оказывает другая авторитетная личность.

Сегодня ученые говорят, что факторы социализации являются развивающей средой и она не случайна. Среда должна быть спроектирована и хорошо организована. В развивающей среде необходимо господство гуманизма, доверия, безопасности, возможность личностного роста. Личность в этой среде должна иметь возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития.

Если факторы социализации дополнить биологическим фоном, то они одновременно будут являться и факторами формирования личности. Игнорировать биологический фактор нельзя потому, что человек является организмом и его жизнь подчинена и общим законам биологии и социальным законам анатомии и физиологии.

Тот момент, что биологические факторы влияют на формирование личности, отечественная педагогика не отрицает, но и не ставит их во главу угла. Станут ли задатки способностями, зависит от социальных условий, от обучения и воспитания. Это говорит о том, что природные особенности – это не движущие силы формирования личности, хотя являются для этого важными предпосылками.

В разные возрастные периоды природные факторы играют разную роль – чем меньше возраст, тем больше они сказываются на формировании личности. Утверждение, что развитие человека определяется средой и переоценивая её роль Гельвеций, Дидро, Оуэн, пришли к заключению – чтобы изменить человека, надо изменить среду.

Но, среда – это люди, а значит, круг замыкается и получается, чтобы изменить среду – надо изменить людей. Сам человек тоже оказывает влияние на среду и, изменяя её, он изменяет самого себя, значит, личность изменяется в процессе деятельности.

Если в формировании личности деятельность является ведущим фактором, то целесообразен вопрос о непрерывной работе над собой, над своим духовным ростом, что позволяет осуществлять коллективное воспитание.

Признаки социализации личности

Каждый человек рождается кандидатом в личность, потенциальной личностью, индивидом.

Для того чтобы стать личностью, надо пройти путь социального восхождения или путь социализации. Причем, важно то, что социализация является процессом постоянного активнейшего человеческого общения.

Признаками социализации являются:

  • наличие отдельных индивидов или групп людей, т.е. объектов социализирующего воздействия;
  • наличие агентов или субъектов процесса социализации, которыми могут быть родители, учителя, тренеры и др.;
  • субъекты социализации, имеющие регулярное и планомерное воздействие на его объекты, хотя даже и стихийного воздействия; специально ориентированные на социализирующую деятельность институты – это могут быть семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы, армия и др.;
  • ресурсы у агентов, оказывающие влияние на социализирующихся (уроки, спортивные занятия, беседы, средства массовой информации и др.);
  • наличие определенных этапов для решения специфических задач социализации;
  • наличие механизмов, помогающих в осуществлении социализации – адаптация, имитация, аккомодация;
  • наличие общественных, групповых идеалов и ценностей, на которые необходимо ориентироваться в процессе социализации;
  • наличие общественного и государственного контроля за процессом социализации.
Замечание 1

Вместе с производством материальных благ процесс социализации выступает важным феноменом жизни общества. Социализация является поставщиком членов общества и благодаря ей сохраняется и развивается культура, а индивиды становятся полноправными членами единого целого, называемого обществом.

Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot