Понятие и содержание правового воспитания
Правовое воспитание – это деятельность, которая передает правовую культуру, правовые идеалы и опыт по разрешению общественных конфликтов от поколения к другому поколению.
В широком смысле следует говорить о социализации людей в области права, то есть воспитание в правовой сфере. При чем, у органов и должностных лиц не ставится цель оказать прямого воспитания на других людей.
Содержание правового воспитания представляется правовым отношением к государству, семье, обществу и труду. Необходимость правового воспитания детей в школе обуславливается недостаточными знаниями детей в области прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В школах работа по правовому воспитанию строится в следующих направлениях:
- Ребенок,
- Мои права,
- Мое общество,
- Моя семья.
Важнейший период в правовом воспитании это школьный возраст ребенка. В данное время формируется устойчивое правовое сознание. Если школьник приобретает представления о правах и обязанностях постепенно, то нормативный образ поведения становится устойчивее.
В связи с эти актуально рассмотреть правовое воспитание детей в школе.
К нормативной базе относятся следующие нормативно-правовые акты:
- Конвенция «О правах ребенка»,
- Всеобщая декларация прав человека,
- Конституция России,
- Семейный кодекс России,
- Уголовный кодекс России,
- Кодекс РФ об административных правонарушениях,
- ФЗ «О защите прав детей»,
- ФЗ «Об образовании».
Школьное правовое воспитание
Перед учителями ставятся следующие задачи:
- Познакомить детей с основополагающими нормативно-правовыми актами,
- Воспитать уважительное отношение к законодательству и указать на обязательную необходимость его выполнять,
- Привить навыки право послушного поведения,
- Привить усвоение основных норм, которые касаются прав ребенка и другие.
При успешной реализации данных задач позволит развить правовую культуру детей.
Принципы, на которых строится правовое воспитание:
- Гуманности. Означает приоритет ценностей человеческих.
- Интеграции учебных процессов. Означает, что материал, который дается детям, должен быть связан с чтением, природоведением.
- Комплексность. Означает, что должно быть развита комплексная система получения знаний (познавательная, художественная, эстетическая и др.)
- Гражданственности.
Основной формой организации деятельности учебы в школе является урок. Существует несколько типов уроков. Так, на вводных уроках проводят подготовку детей для восприятия материала. Наиболее эффективные уроки это уроки – беседы. Во время их проведения проводится разбор фактов, подведение детей к правильным выводам по итогам занятий. Также возможно проведение фронтальных бесед.
Особенно важным фактором в правовом воспитании является воспитать патриотизм ребенка. Важно устроить так, чтобы дети гордились своей страной, нацией и являлся активным участником гражданского общества. В связи с этим важно изучать историю края, а также жизнь знаменитых людей Малой Родины.
Правовое воспитание в школе обычно организуют социальные работники либо учителя. Однако не последние роли играют родители, одноклассники и иное окружение детей. В связи с эти важно знать есть ли в учебном классе дети из неблагополучных семей и как именно они влияют на других детей.
Каждый должен уметь отстоять свои законные права и интересы. В связи с этим важно научить ребенка данному умению, не допускать того, чтобы детей считали «низшим звеном».
Таким образом, правовое воспитание играет огромную роль в современном обществе. Регулярные занятия в школах способствуют развитию и росту правосознания детей и снижению уровня преступности и правонарушений.