Социализация является многогранным процессом, в ходе которого происходит усвоение человеком норм морали, культуры и традиций того социума, в котором он живет и воспитывается.
Социализацию личности нельзя рассматривать лишь в качестве механизма наложения на человека раз и навсегда установленной социальной формы. Она является процессом активного самопостроения личности, стимулом к которому являются определенные социальные условия.
Социализация индивида в процессе взаимодействия различных факторов и агентов (институтов) происходит с помощью так называемых «механизмов», которые помогают индивиду в процессе социализации.
Подходы к механизмам социализации в социологии
Г. Тард выделял такие механизмы социализации:
- закон подражания (повторения): подражание детей взрослым, подчиненных – руководителям; в основе традиций, ритуалов, моды и т.п. лежит подражание;
- закон противопоставления: противостояние, происходящее в каждом человеке, выбирающем одну модель поведения из нескольких;
- закон приспособления: борьба идей и людей приводит к их адаптации друг к другу и достижению согласия и компромисса.
Э. Дюркгейм критиковал концепцию Тарда, видя важнейший механизм социализации в принуждении индивида обществом, социальном контроле.
П. А. Сорокин выделил следующие механизмы социализации:
- имитацию;
- идентификацию (осознание принадлежности к какой-либо общности);
- стыд (в качестве индивидуального контроля);
- вину (в качестве социального контроля).
Пять основных механизмов социализации
По мнению современных социологов, протекание процесса социализации личности происходит при помощи пяти ключевых механизмов:
- Традиционный механизм социализации основывается на усвоении индивидом нормативов, эталонов поведения и взглядов, характерных его близкому окружению: семье, родственникам, друзьям и т.д. Это усвоение осуществляется как на сознательном, так и бессознательном уровне посредством запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения;
- Институционный механизм социализации представляет собой взаимодействие человека с социальными институтами: образовательными учреждениями, производственными учреждениями, средствами массовой информации и пр.
- Стилизованный механизм социализации происходит в рамках некой субкультуры, которая рассматривается в качестве набора определенных норм, ценностей, поведенческих проявлений, типичных для людей какого-либо возраста или какой-либо профессии;
- Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу.
- Рефлексивный механизм социализации основан на внутреннем диалоге, в процессе которого происходит рассмотрение, оценка, принятие или неприятие тех или иных ценностей, свойственных различным институтам общества.
Рефлексия является механизмом осмысления человеком своих действий, того, почему он таки или иначе воспринимается другими людьми; она является мысленным диалогом человека с самим собой. При помощи рефлексии человек способен формироваться и меняться, осознавая и переживая ту действительность, в которой он живет, свое место в этой действительности и себя самого.
Степень воздействия на процесс социализации тех или иных механизмов определяется его полом, возрастом, психическими особенностями, принадлежностью к той или иной культуре. Каждый из рассмотренных механизмов социализации выполняет свою роль на определенном этапе социализации.