Сущность социализации
Социализация представляет собой интеграцию индивида в сферу социальных отношений, в разнообразные виды социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию); усвоение индивидом элементов и норм культуры, ценностей и социальных норм, на базе которых происходит формирование качеств личности
Социализация является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, социальную среду; с другой стороны, активное воспроизводство уже самим человеком системы социальных связей путем его активного включения в социальную среду.
Социализацией предполагается активное включение индивида в освоение культуры человеческих отношений, в формирование социальных норм, функций и ролей, приобретение умений и навыков, которые необходимы для их успешного осуществления. Социализация подразумевает процесс познания индивидом социальной действительности, овладения навыками практической индивидуальной и коллективной работы.
Основные источники социализации
Принято выделять следующие основные источники социализации индивида:
- передача культуры, осуществляемая посредством таких социальных институтов, как семья, система воспитания и образования;
- взаимовлияние людей, происходящее в процессе совместной деятельности и общения;
- первичный опыт, связанный с ранним детством, когда формируются основные психические функции и элементарные формы общественного поведения;
- процессы саморегуляции, соотносящиеся с постепенным замещением внешнего контроля индивидуального поведения внутренним самоконтролем.
Формирование и развитие системы саморегуляции происходит в рамках интериоризации социальных установок и ценностей.
Интериоризацией принято называть формирование структур психики индивида путем усвоения форм внешней социальной деятельности и поведения.
Интериоризация также рассматривается в качестве процесса, когда интерпсихологические (межличностные) отношения преобразуются в интрапсихологические (в форме внутриличностных отношений с самим собой).
В развитии индивида принято выделять следующие стадии интериоризации:
- взрослый человек вербально воздействует на ребенка, побуждая его к какому-либо действию;
- ребенок, со своей стороны, перенимает способ обращения, вербально воздействуя на взрослого;
- ребенок начинает вербально воздействовать на самого себя.
В целом процесс социализации может быть представлен в качестве:
- постепенного расширения (по мере того, как индивид приобретает социальный опыт) сферы его деятельности, общения, поведения;
- развития саморегуляции, становления самосознания и формирования активной жизненной позиции.
Институты социализации
В процессе социализации ключевую роль выполняют институты социализации, в качестве важнейших называют семью, детские дошкольные учреждения, школу, трудовые и иные (к примеру, досуговые) коллективы, средства массовой информации.
В процессе социализации происходит обогащение человека социальным опытом, он становится личностью, приобретая возможность и способность выступать не только в качестве объекта, но и субъекта социальных воздействий, оказывать влияние на социализацию остальных людей.
Происходит не только усвоение индивидом, но и активное воспроизводство системы социальных связей, из чего следует, что в процессе социализации он является одновременно и объектом, и субъектом.
Социализация может иметь стихийный характер в виде воздействия на человека разнообразных обстоятельств, а также выступать в качестве целенаправленной двунаправленной деятельности: и со стороны общества, и со стороны индивида.