Институты социализации
Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.
Различают:
- первичные институты социализации;
- вторичные институты социализации.
Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.
В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).
Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:
- усиливает процесс опосредованного общения,
- воздействует на психическое состояние,
- формирует негативные поведенческие установки,
- вызывает интернет-зависимость.
Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.
Институты первичной социализации
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.
К институтам первичной социализации относятся:
- семья,
- школа,
- группа сверстников,
- спортивные секции,
- творческие кружки.
Агенты первичной социализации:
- родители,
- бабушка и дедушка,
- братья и сестры,
- тети, дяди и другие родственники,
- учителя,
- тренеры, руководители кружков,
- друзья,
- лидеры молодежных группировок.
Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.
Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:
- проходит процесс половой идентификации,
- ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
- получает определенный социальный статус,
- определяется будущий образовательный и культурный уровень.
Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если
- родители обладают низким социальным положением,
- наблюдается социальное отчуждение,
- семья неполная,
- с ребенком жестоко обращаются,
- родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
- наблюдаются девиации в поведении родителей.
Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.
В школьный период социализации наблюдается:
- формирование самооценки,
- осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
- понимание соревновательной составляющей,
- умение преодолевать препятствия и трудности.
Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.
В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.
Институты вторичной социализации
Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.
К институтам вторичной социализации относятся:
- государство,
- государственные органы,
- школа,
- университеты,
- армия,
- производство,
- церковь,
- средства массовой информации,
- Интернет.
Агенты вторичной социализации:
- представители органов власти,
- администрация учебных заведений,
- руководители предприятий,
- вышестоящие по званию лица в армии,
- сотрудники средств массовой информации.
В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.
Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.
На производственную социализацию может быть три типа реакции:
- конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
- творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
- протест – отказ от всех норм и ценностей.