Процесс социализации в последние годы представляет собой актуальный объект научного изучения. В современной научной литературе представлены многочисленные подходы к пониманию сущности данного процесса, выявлению этапов его реализации, классификации видов социализации и пр.
Подходы к пониманию двойственной природы социализации
В наиболее общем виде под социализацией может пониматься процесс усвоения личностью определенной системы аксиологических модусов, знаний, норм, позволяющих успешно функционировать в качестве полноправного члена данного общества.
В то же время, следует отметить, что процесс усвоения системы знаний, норм и ценностей – это лишь одна из сторон социализации, характеристика того, каким образом социально-природная среда воздействует на личность. Однако личность – это не только объект воздействия окружающей среды, но и активный субъект социальных взаимоотношений, в той или иной степени оказывающий влияние на свое окружение.
Социализация, таким образом, носит двойственный характер, представляет собой процесс взаимодействия личности и социально-природной среды, в результате которого осуществляются изменения как личности, так и среды.
Функции социализации
В этом смысле социализация обеспечивает реализацию следующих функций:
- Нормативно-регулятивная – формирующая и регулирующая все аспекты жизнедеятельности личности в социуме посредством воздействия на нее социальных институтов, определяющих особенности жизнедеятельности общества на конкретном этапе исторического развития;
- Личностно-преобразовательная, индивидуализирующая функция, которая осуществляется посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, установок и идеалов личности в системе социальных взаимодействий и взаимоотношений;
- Ценностно-ориентационная, которая проявляется в формировании системы ценностей, определяющих образ жизни личности;
- Коммуникативно-ориентационная, проявляющаяся во взаимоотношениях с другими членами социума, социальными группами, обществом в целом; насыщающая личность информацией с целью формирования и регулирования ее образа жизни;
- Прокреативная, порождающая готовность к реализации творческой деятельности, осуществления собственной активности определенным образом;
- Творческая, проявляющаяся в поиске нестандартных выходов из ситуаций, готовности открывать и преобразовывать окружающий мир;
- Компенсаторская функция, восполняющая дефицит необходимых психических, психологических, интеллектуальных качеств и свойств личности в процессе социализации.
Функции семьи в процессах социализации
Инициация социализации, реализация вышеперечисленных функций начинается с момента рождения ребенка, соответственно, важнейшее место в процессе адаптации личности в общество отводится семье.
По своей сути, семья представляет собой сложное биосоциальное образование, которое принципиально отличается от других социальных институтов своей ролью в становлении культурной модели и ее сохранении, поскольку именно в семье эксплицируется культурный смысл витальных ценностей, персонифицируется их интеграция в общество.
На современном этапе семья выделяется в особую, автономную область, особый социальный институт, независимый от общества и государства. В ситуации утраты системы прежних интенций, духовных, нравственных ценностей и отсутствия новых должна возрастать роль семьи как транслятора культурных ценностей. На практике же мы отмечаем снижение эффективности реализации данной функции семьей как социальным институтом по причине роста влияния других агентов социализации.
Другими словами, на современном этапе развития российского общества отмечается одновременное увеличение актуальности социального института семьи как среды социализации личности, транслятора культурных ценностей и обеспечения преемственности поколений и одновременное снижение эффективности реализации указанных функций.