Характеристики социализации личности
Формирование личности является одной из актуальных проблем, с которыми сталкиваются современные социологи и психологи, а также деятели в области педагогики. Человек не может существовать без общества, без коммуникаций с другими членами социума, и в процессе взаимодействия с социальной средой он сталкивается с рядом социальных и психологических явлений, которые оказывают влияние на него как на личность.
Отсюда следует вывод о том, что формирование человека как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях, и любая мелочь может сказаться на мировоззрении человека, его ценностных ориентациях и восприятии норм, которые общеприняты в обществе.
Таким образом, социализация личности – это особый процесс, который подразумевает ее включение в общественную жизнь. Следует отметить, что убеждения человека определяются следующими элементами:
- Нормы поведения;
- Нормы морали;
- Общепринятые ценности и социальные ориентиры.
Социализация – это неизбежный процесс. Ее должен пройти абсолютно каждый человек для того, чтобы стать членом социума, овладеть первичными навыками общения и восприятия актуальных проблем. Без социализации практически невозможно представить жизнь любого человека, который существует в нашем мире. Но за социализацию ответственность лежит в первую очередь на ее акторах. К ним относится семья индивида (родители, ближайшие родственники, опекуны), сверстники и друзья, воспитатели и преподаватели, коллеги по работе и спутники жизни. Влияние это взаимное: люди всегда стремятся обменяться опытом для того, чтобы получить новые знания и передать что-то свое. Также следует отметить, что социализация – это сложный процесс, и ее формирование протекает сразу на нескольких основных уровнях, о которых мы подробнее расскажем в следующей части данной статьи.
Этапы формирования социализации
Как мы отметили ранее, социализация – процесс сложный, который имеет несколько этапов. Пройдя через их всех, индивид может считать себя полноценной и всесторонне развитой личностью, которая обладает достаточным опытом и знаниями в различных областях своей жизни. Другое дело, когда индивид не имеет возможности получить навыки социализации: он не имеет достаточного количества контактов или вовсе изолирован от общества, что не позволяет ему развиваться. Наоборот, такая изоляция может привести к деградации личности, ее увяданию.
Необходимо рассмотреть все этапы формирования социализированной личности. К этапам относятся следующие:
- Первичная социализация;
- Стадия индивидуализации;
- Стадия интеграции;
- Трудовая стадия социализации;
- Стадия послетрудовой деятельности.
Первичная социализация – это одна из стадий адаптации индивида к новым социальным условиям и, соответственно, к своему социальному окружению. Данная стадия начинается с момента рождения человека и длится до достижения им подросткового возраста. Данный этап обладает некоторыми особенностями. Например, специфика заключается в том, что у ребенка не развито критической мышление, и поэтому он усваивает социальный опыт путем подражания и приспособления к окружающей среде. Мы можем обратить внимание на то, что дети повторяют за взрослыми, превращая свое поведение в игру.
Вторая стадия формирования социализированной личности – стадия индивидуализации. Она заключается в том, что человек, находясь в более осознанном, но недостаточно зрелом возрасте, стремится выделиться среди всех остальных. Возникает критическое отношение к окружающей среде, иногда оно может доходить до нигилистических настроений. К общественным нормам появляется очень противоречивое отношение: их хочется чаще нарушать, чем следовать им. Таким образом, человек стремится выделить себя среди всех остальных, продемонстрировать свою неповторимость, индивидуализм своего «Я».
На этой стадии принято выделять промежуточную социализацию. Она характеризуется тем, что человек еще не имеет четких представлений о том, каким образом он выделит себя, как самоопределится. Его «Я» противоречит окружающей действительности, мировоззрение достаточно неустойчиво, характер также очень гибкий, может возникать раздражительность из-за недостатка в самостоятельности.
Данная стадия длится вплоть до 25 лет, когда человек наконец начинает осознавать, кем он хочет быть и чего он стремится достичь в этом мире. Также, с осознанностью приходит понимание того, что для достижения желаемого результата необходимо соотносить свои потребности с социальными нормами, понимать, что есть «хорошо», а что «плохо» и может навредить всем остальным.
Третья стадия социализации – стадия интеграции. В данном случае человек стремится скорее не выделиться, а найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных качеств человека общественным ожиданиям социума. Если они совпадают, что интеграция протекает довольно успешно, но если нет, то это может привести к некоторым негативным последствиям:
- Усиление агрессивности личности в отношении окружающих;
- Резкий отказ от своей индивидуальности, стремление слиться с толпой и стать таким же, как и все;
- Конформизм, принятие общественных ценностей, но при этом желание все же сохранить свои уникальные черты.
В рамках трудовой стадии, которая является наиболее продолжительной в жизни человека, личность не только продолжает усваивать уже накопленный социальный опыт, но также и воспроизводит его с учетом активного и целенаправленного воздействия на окружающую среду. Человек стремится создать что-то неповторимое и новое, оставить свой след в истории, привлечь своими идеями больше последователей. Передача опыта – главная ценность на данном этапе. В пожилом возрасте он утрачивает некоторые свои способности, но благодаря современным техникам и технологиям даже пожилой человек может продолжать вести активную деятельность и учиться чему-то новому.