Процесс социализации на протяжении длительного периода привлекает внимание ученых различных областей научного знания: педагогов, социологов, психологов, философов. Причем, а каждой отдельной научной дисциплине социализация рассматривается, понимается, интерпретируется по – разному. Одним из первых социологических подходов, сложившихся к концу первого десятилетия XX столетия, стала адаптивная концепция социализации. Указанная парадигма едва ли не наиболее полное свое воплощение нашла в теоретической системе Дж. Дьюи.
Подходы к пониманию социализации в адаптивной концепции
В рамках данной концепции социализация рассматривается как процесс приспособления личности к существующим условиям жизнедеятельности, существующему образу жизни, к господствующим в обществе идеологическим, экономическим и нравственным нормам; как подготовка к реализации социальных обязанностей в соответствии с принадлежностью личности к определённой социальной группе, социальному классу.
В основе процесса социализации – понимание того, что уникальные личностные способности, заложенные в человеке от рождения, могут проявиться лишь в процессе взаимодействия с социально-природным окружением, приспособления к его требованиям, причем, именно в процессе социализации «выкристаллизовывается» индивидуальность каждого члена общества.
Другими словами, главной целью социализации выступает стремление к максимально полному совпадению личностных и социальных ценностей.
Личностный опыт как основа социализации
Одной из центральных категорий концепции Дж. Дьюи выступает категория опыта. Опыт выступает и средством, и целью социализации. По словам ученого, опыт включает все переживаемое личностью: мысли и ощущения, привычки, потребности, чувства, интересы и пр. Опыт, таким образом, понимается как единственный реальный мир подлинных ценностей.
Соответственно, социальное становление личности представляет собой постоянную реконструкцию опыта.
По своей сути, опыт выступает синтезом активного и пассивного элементов: пассивно опыт испытывается, активно – становится. Ценность полученного опыта определяется оптимальным соотношением активной и пассивной составляющих.
Пути формирования опыта личности в адаптивной концепции социализации
Целенаправленный процесс формирования опыта личности представляет собой реализацию ряда поэтапных процедур, этапов, включая следующие:
- Переживание личностью чувства сомнения, замешательства, затруднения;
- Предварительный анализ и интерпретация известных данных, предположения возможных путей разрешения возникших затруднений, выдвижение гипотез;
- Поиск, анализ, отбор данных, позволяющих уточнить, конкретизировать, прояснить возникшую проблему, затруднение;
- Дальнейшая разработка предварительной гипотезы на основании данных;
- Принятие гипотезы как плана действий, экспериментальная проверка предлагаемых решений.
Реализация каждого из вышеперечисленных этапов не допускает спешки, требует активного участия интеллекта, направлена на оптимизацию процессов воспитания, которые приучают личность сознательно решать практические проблемы. Другими словами, такое воспитание, по своей сути, представляет собой не подготовку к будущей жизни, но саму жизнь.
Последующее развитие адаптивная концепция социализации осуществлялось под влиянием структурного функционализма в русле позитивистской методологии конца 50-х – начала 60 –х гг. прошлого столетия и было связано с именами Т. Парсона, Р. Лафона, П. Фулкье, Р. Кенига и др.