Роль средств массовой информации в жизни человека
Информация сегодня обладает особым влиянием. Она может привести человека к успеху или окончательно испортить его репутацию. Средства ее передачи постоянно развиваются, становятся технологичными, некоторые работают с невероятной скоростью.
Тот, кто владеет информацией, способен овладеть многими всемирными благами, влиять на других людей, сплачивать общество или разделять его на отдельные категории.
Трудно поспорить с тем фактом, что СМИ и их влияние в современном мире в значительной степени отличаются от прошлого состояния. Газеты и журналы, радио и телевидение способны не просто навязать определенное мнение на те или иные события и явления, но и сформировать особую модель поведения, разделяя людей на категории и классы. Поэтому сегодня изучению СМИ, в особенности с социологической точки зрения, уделяют особое внимание.
Если говорить о том, какую роль СМИ играют в жизни человека, то стоит упомянуть о постоянном, практически непрерывном их влиянии на индивида. Журналы и газеты, новостные издания (в том числе в Интернете и социальных сетях) регулярно транслируют события, навязывая те или иные мнения. Они рассказывают о политике и культуре, экономике, отражают новостную повестку, в которой чаще встречаются негативные события. Легкая бульварная пресса становится некой отдушиной, да и в том же Интернете есть масса изданий, где можно абстрагироваться от постоянного негативного потока и почитать другие, развлекательные новости. Таким образом, СМИ в жизни человека исполняют следующие функции:
- информационная, которая предполагает сбор и трансляцию населению новостей и сведений, которые касаются различных сфер общественной жизни человека; 1.функция формирования общественного мнения – формирование мнения о явлениях и процессах, которые доминируют в обществе, и которые могут сказываться на каждом человеке;
- образовательная – донесение информации и знаний, поскольку новостная повестка может быть связана с технологиями и научными открытиями, расширение познавательных способностей человека;
- тиражирование образцов поведения – это касается политической сферы, когда тиражируются модели, которые присущи государственным органам, политическим деятелям и партиям и иным субъектам, реализующим свою деятельность в политической сфере;
- управленческая функция – средство для мобилизации общественных масс. С их помощью могут быть решены социальные, экономические и политические задачи;
- политический маркетинг – это продажа некоего политического товара, тех же политических идей и программ, особенно в предвыборный период.
О СМИ чаще говорят именно с социальной и политической точки зрения. Особо актуальной их роль в этих сферах стала в современной России, когда политические и социальные вопросы начали по-настоящему волновать все категории граждан. Население было и остается неравнодушным к политике, и в данном случае через СМИ можно не только проинформировать граждан, но и собрать оценки деятельности известных политиков и политических партий.
Общество и средства массовой информации тесно связаны друг с другом, поскольку первое порождает второе, и после СМИ не могут обойтись без общества, оценки происходящего и формирования новостной и информационной повестки, которая как раз и становится тем фактором обратной связи, которую выдает общество. Первоначальная задача средств массовой информации состоит в том, чтобы освещать наиболее значимые события и информировать население о них. Однако от типа и формы подачи информации ее роль постепенно изменяется. Если негативные события подаются на фоне еще больших проблем, которые имеются в других государствах, то общество перестает воспринимать локальные проблемы как какие-то серьезные. В этом состоит суть манипуляции, но без нее средства массовой информации вряд ли могли бы нормально функционировать. Подобный принцип использовался в советские времена, и продолжает использоваться по сей день.
Как влияют СМИ на общество
Без средств массовой информации общество вряд ли сможет нормально существовать. Их роль в нашей жизни настолько велика, что без журналов, газет, телевидения и, конечно же, без Интернета мы вряд ли сможем существовать. Оставаться в неведении, не иметь представления о том, что происходит в государстве и во всем мире немыслимо для современного человека. Поэтому социологи настойчиво пытаются выяснить, какова же реальная роль СМИ в жизни человека, как они влияют на нее.
Аспектов влияния СМИ много, но исследователи в первую очередь обращают внимание на самые распространенные из них. У СМИ много функций, соответственно и аспектов влияния немало. Так, в частности,, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации (развлекательная; информативная, воспитательная функция и др.). В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Положительная роль СМИ состоит в том, что человек не пребывает в информационном вакууме, а постоянно находится в курсе происходящего. Но ей сопутствует отрицательная черта – в огромном потоке информации сложно выбрать только те события, которые могли бы иметь действительно важное значение для человека. Из-за этого мнение, которое формируется, может быть слишком субъективным и даже неверным. Еще один плюс СМИ – это многоканальность. Индивид может выбрать любой удобный способ получения информации, не подстраиваясь под те условия, которые создаются извне. Он управляет этими средствами, выбирая одни и отсеивая другие.