Сергей Николаевич Булгаков – это выдающийся русский теолог, философ, богослов, экономист и православный священник.
Биографический очерк
Этот человек получил строгое религиозное воспитание, но в ранней юности пережил духовный кризис, утратил веру и стал придерживаться идей «мрачного революционного нигилизма».
Он окончил юридический факультет Московского университета по специальности «политическая экономия». Его публикации известны с 1896 года, с этого времени он стал ключевой фигурой в рядах марксистов. На рубеже веков Булгаков переживает второй духовный кризис и приходит к религиозной философии. Он преподавал политэкономию в Москве и Киеве, опубликовал ряд фундаментальных работ, активно участвовал в общественной и издательской деятельности. Булгаков говорил о том, что постепенно из социолога превратился в богослова.
В 1918 году Сергей Николаевич принял сан священника, в дальнейшем несколько лет прожил в эмиграции. С 1925 года и до конца жизни он был профессором Православного Богословского института в Париже, где читал курс лекций под названием «Христианская социология».
Социологические идеи Булгакова
Все социологические идеи Булгакова полноценно представлены в таких его трудах, как:
- «От марксизма к идеализму»;
- «Два града»;
- «Философия хозяйства».
Таким образом, начав собственное творчество в качестве марксиста, Булгаков целиком признавал идеи Маркса и трудно освобождался от их влияния в последствии. Вплоть до последних сочинений в трудах Булгакова можно проследить его верность марксистскому подходу к организации общества и идее наступления «царства свободы» в конце времен.
Рубежным можно назвать двухтомный труд Булгакова «Капитализм и земледелие», где он против собственной воли приходит к выводу о неприменимости марксистской доктрины к развитию сельского хозяйства и ошибочности выводов Маркса, опасности его предрассудков по отношению к крестьянству.
Принципиальное значение для формирования концепции Булгакова имел вывод о невозможности научного прогноза в социологии, которым он завершал собственное исследование. Необходимо подчеркнуть, что отказ от марксизма для Булгакова является не просто отбрасыванием признанных ошибочных идей, но и долгом предложить взамен нечто новое, новый тип мировоззрения, что заставляет до глубины разбираться с сутью идейной системы.
Булгаков проводил ряд глубоких исследований фундамента марксизма, которые стали классическими. Он охарактеризовал его как частный случай фейербахианства и контизма, а также спрогнозировал последующую теологизацию и догматизацию марксистской доктрины.
Фейербахианство – это философское учение, основанное на системе взглядов немецкого философа-материалиста Фейербаха.
Контизм – это учение Огюста Конта, которое состоит из двух частей – социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными институтами и социальными системами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения самого общества и его подсистем.
В конечном счете Булгаков обратился к религиозной философии, которая наложила отпечаток на развитие его представлений о социологии, как перспективной области научного знания.
Главной идеей Булгакова, как социолога можно назвать мысль, сформулированную ы книге «Свет невечерний»: «Осознать себя со своей исторической плотью в Православии и через Православие, постигнуть его вековечную истину через призму современности, а эту последнюю увидать в его свете — такова жгучая, неустранимая потребность, которая ощутилась явно с 19 века, и чем дальше, тем становится острее».
При осмыслении этого утверждения Булгаков встретился с В.С. Соловьевым, идеи которого стали фундаментом в вопросах осмысления общества. Однако ученый утверждал следующее:
- идеи должны быть синтезированы с реальной политикой и стать основой ее программы;
- это не было сделано В.С. Соловьевым.
При поиске базовых метафизических оснований человеческого бытия человека с ориентацией на решение им повседневных социальных проблем все вышесказанное становится определяющей чертой философско-социологического мышления С.Н. Булгакова.
Христианская социология
Булгаков предложил систему социального идеализма, которая основывается на внутреннем единстве опытного идеала и опытной действительности». В этой тенденции заключался смысл проекта христианской социологии.
Христианская социология – это новая дисциплина, возникшая на стыке христианского богословия, социальной философии, истории и социологии.
Христианская социология говорит о том, что только религия может обосновать социальную политику и социальное мировоззрение. Религия является тем общественным феноменом, который воздвигает на себе различные надстройки и универсальное объединяющее начало.
Социально – исторический процесс является открытием абсолюта, что выражается в трагическом столкновении земного и небесного градов. Такую трагедию нельзя преодолеть, но ее можно смягчить, чему и служит социальная наука.
Булгаков говорит о том, что центральной проблемой социофилософии является вопрос об отношении Бога и мира, Бога и человека. Другими словами, социофилософия Булгакова пытается найти ответ на вопрос о природе души и мира через неразрывное общение человека с человеком.
Булгаков считает задачей социальной науки установление и трактовку действительности, которая представляет собой арену нравственной действительности. Истинность науки можно обосновать ее софийностью, она возможна благодаря организующей силе Софии.
Булгаков при этом настаивает на четком разграничении пределов «социологического разума» и выявлении того, что не может быть познано. Социология при этом не открывает никаких законов, она лишь выявляет некоторые тенденции.
Необходимо отметить, что в критике социологического разума Булгаков подчёркивает методологическую условность всех социологических истин, которые существуют в современной науке.