Семья – это основанное на кровном родстве, усыновлении или браке объединение людей, которые связаны друг с другом общностью быта, взаимной ответственностью и процессом воспитания детей.
Суть феномена "семья"
Семья является каналом для продолжения рожа и ее функции зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня развития общества. Чем выше культурный уровень развития общества, тем выше культура семьи.
Социология семьи является специализированной отраслью социологического знания, которая берет собственное начало в эмпирических исследованиях Рилза, а также Ле Пи. Они независимо друг от друга предприняли попытку исследовать влияние индустриализации, урбанизации, религии и образования на создание форм семейных общежитий, структуру семьи и типологию экономических отношений внутри нее.
Это время стало началом масштабных исследований проблем семьи и семейно-брачных отношений. С точки зрения социологии семьи, данный феномен является одновременно социальным институтом и малой социальной группой.
Малая социальная группа – это немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Социальный институт – это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи).
В любом обществе семья обладает двойственным характером и имеет собственные закономерности функционирования. С институтом семьи тесно связан социальный институт брака. Нельзя отождествлять эти понятия.
В основе семьи чаще всего лежит брачная пара. Но при этом существуют семьи, которые отличаются совместным проживанием, а также ведением хозяйства, но не оформленными юридически отношениями. Количество подобных семей за последнее время сильно увеличилось.
Также присутствуют неполные семьи, в которых один из родителей или поколение родителей отсутствует в принципе. Примером являются семьи, где дети проживают с бабушками и дедушками по различным причинам.
Функции семьи
Среди важнейших функций семьи можно выделить:
- репродуктивную;
- воспитательную;
- восстановительную и пр.
Репродуктивная функция заключается в воспроизводстве детей в численности родителей. Такую функцию называют самой важной с точки зрения социологии семьи. В данном контексте государство заинтересовано в увеличении числа многодетных семей, формировании для них перечня льгот и системы социальной помощи.
С репродуктивной функцией тесно связывают и воспитательную функцию. Психологи и социологи отмечают, что если ребенок до трех лет лишен достаточного количества внимания, то в будущем нарушается естественное формирование многих социально значимых для него качеств.
Также можно выделить рекреационную функцию современной семьи. Она имеет большое значение в современном мире. Поскольку ритм жизни весьма интенсивен, то растут психологические и социальные нагрузки, увеличивается стрессовая нагрузка на организм человека. При этом семья должна быть источником спокойствия и уверенности личности. Семья должна развивать духовность и эстетическое чувство, развивать культуру не только детей, но и самой супружеской пары.
Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными. Все зависит от реальности существования семьи и ее практических ориентаций.
Структуры семьи
Структура современной семьи включает в себя численный и персональный состав ее членов, а также характеризуется системой ролей и типологией взаимоотношений между ее членами. Такие отношения могут быть:
- супружескими;
- детско-родительскими и пр.
Типология отношений зависит от состава семьи и длительности ее существования.
Согласно критерию структурного состава семья может быть:
- полной (присутствует мать и отец);
- неполной (есть только отец или мать);
- искаженной (наличие отчима или мачехи, которые заменяют роль отца или матери).
Психологи и социологи отмечают, что семья оказывает существенное влияние на личность, в частности психологическая атмосфера внутри «ячейки общества». Например, по некоторым данным у правонарушителей несовершеннолетнего возраста в большинстве случаев родители были алкоголиками и страдали поведенческими девиациями.
Многие факторы снижения воспитательной роли семьи тесно связываются с происходящими внутри нее изменениями. Переход от традиционной семьи, которая основана на равенстве супругов приводит к утрате согласованности системы воспитательного взаимодействия родителей.
Стереотипы семейного воспитания
С точки зрения социологии семьи важно отметить несколько стереотипов семейного воспитания:
- детоцентризм или всепрощение детям. Дети вырастают избалованными и не имеют разумного отношения к запретам. Их полностью обслуживают старшие члены семьи. Такая тенденция чаще характерна для семей с одним ребенком. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя;
- профессионализм. В данном случае в семье господствует тенденция отказа родителей от воспитания детей под предлогом перекладывания ответственности на воспитателей и педагогов ввиду их профессионализма. В приоритете таких родителей материальное обеспечение детей. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок.
- прагматизм или система воспитания, целью которой является выработка у детей практических ориентаций на получение непосредственной материальной выгоды. В данном случае формируется высокая степень опасности усилен6ия прагматических тенденций и перехода к рыночным отношениям, когда такое поведение становится обыденностью.