Основы русской социологической мысли
В России формирование социологической мысли началось в 18 веке. В стране на тот момент активизировался интерес к проблемам общественной жизни, и этот же интерес подогревался активным развитием социологии за рубежом. Генезис социологической мысли в России обуславливался некоторыми факторами:
- социально-экономическим состоянием общества;
- социально-политическими ориентациями в общественном сознании.
Эти процессы вызвали очень острые дискуссии о том, какое будущее ждет страну, и каким образом следует проводить преобразования, чтобы эти изменения носили необходимый и благоприятный характер. Дискуссии базировались, с одной стороны, на идеях многочисленных представителей европейской мысли. С другой стороны дискуссии своими корнями уходили в русскую культуру. Учитывать национальные традиции было очень важно, поскольку Россия до этого времени стремилась идти исключительно по собственному пути, поддерживая личные общественные и политические ориентации.
Следствием этого явилось многообразие подходов к оценке социальной реальности в рамках различных направлений российской социологической школы. В трудах революционных демократов содержатся попытки осмыслить или воссоздать более целостную картину современного общества. Дополнительно предпринимались попытки сформулировать идеи необходимости социальных преобразований, а инструментом этих преобразований должна стать народная революция. К числу исследователей, поддерживающих эту идею, следует отнести В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и А. Добролюбова. На тот момент исследователи пытались сформировать истинно русскую социологию, отойдя от адаптации европейской мысли, поскольку она считалась очень далекой от русской социальной реальности и политического устройства.
В.Г. Белинский – известный литературный критик. Он являлся сторонником социалистических убеждений и предполагал, что решающую роль в преобразовании общества и общественного сознания играет сам народ, представленный в тот момент крестьянами и интеллигенцией. Интеллигенция, по мнению В.Г. Белинского, должна заниматься просветительской деятельностью, ведь чем больше народа обретет образование, тем прогрессивнее будут изменения в России.
А.И. Герцен – основоположник идеи российского социализма. На протяжении долгого времени Герцен был апологетом западничества. Являясь общественным деятелем, Герцен также предположил, что важнейшие достижения западного общества могут быть сведены к принципам демократии и свободы личности. Однако впоследствии писатель разочаровался в реальности их реализации в общественно-политической жизни западного мира. Обращаясь к российской действительности, А. И. Герцен выступал за необходимость использования исторически сложившихся в России условий для воплощения социалистических идеалов. Одним из ключевых условий Герцен считал общинный уклад жизни российских крестьян. Такое положение способствовало скорому формированию коллективистского менталитета и принципов социального общежития. Позднее Герцен написал один из своих главных трудов – «Былое и думы», где изложил собственное понимание социальной реальности.
Идеи лидеров народнического движения (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский)
П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский сделали следующий и очень важный шаг в развитии российской социологической мысли. Оба исследователя являлись лидерами народнического движения, которое особо ярко проявило себя в 1880-1890-х годах, а также их обычно описывают как типичных представителей субъективистского подхода. Оба исследователя в своих трудах делали акцент на доминирующей роли индивида в качестве главного первоисточника общественного развития. индивид играет две роли – он одновременно и объект, и субъект общественного процесса. Являясь объектом, он становится центром общественного развития, и на его потребности ориентируются при выборе следующего этапа развития. Становясь субъектом, человек выбирает стратегии и тактики для того, чтобы преобразовывать мир вокруг себя. Он знает, что ему требуется, активно изучает мнение других людей, анализирует прошлый опыт и выбирает те направления, в соответствии с которыми социум продолжает развиваться.
П.Л. Лавров изучал роль духовных факторов в деятельности человека. Также исследователь склонялся к мнению о том, что это и есть основная задача социологии. Лавров придерживался антропологического принципа, считая, что человек – это природное существо, обладающее свободой воли. Это позволяет индивиду поступать в соответствии с нравственными принципами и установками, которые являются решающими в его деятельности. Движущей силой непосредственно исторического прогресса также является человек, но здесь он более эффективен, если общается с другими людьми. Лишь в подобном взаимодействии становится возможным реальное развитие общества, где учитываются мнения и интересы всех окружающих. Исторический процесс всегда направлен, и измеряют его степенью развития социальной солидарности.
Примерно такие же идеи, что и П.Л. Лавров, высказывал в свое время Н.К. Михайловский. Основную задачу социологической науки он видел не столько в поиске и обнаружении объективных законов социального развития, сколько в раскрытии гуманистического и человеческого содержания всех общественных процессов, происходящих внутри общества. Как считал Н.К. Михайловский, познание социальное реальности происходит тогда, когда социолог ставит себя в положение наблюдаемого. То есть, он полностью погружается в среду, примеряет на себя различные социальные роли. Лишь таким образом он может полностью прочувствовать все происходящее, выявить закономерности и противоречия и сделать предложения в отношении того, как справиться с ними.