Характеристики рабства в Древнем Египте
Рабство в Древнем Египте было очень неоднозначным. К слову, в то время в целом не существовало такого понятия, как «раб», и, соответственно, не было оформлено рабовладение. Тем не менее, существовали высшие слои населения и те, кто был обязан этим слоям подчиняться, полностью посвящая себя этому поприщу. На крестьянах и крепостных рабочих покоились следующие сферы жизни:
- Землевладение;
- Строительная деятельность, осуществляемая по приказу фараонов и феодалов;
- Феодальный строй.
Когда происходили завоевательные войны, то к крестьянам и крепостным рабочим присоединялись также толпы военнопленных, которые выполняли физически самую сложную работу на строительных площадках и в рамках сельскохозяйственной деятельности. Военнопленные также становились рабами в храмах или жаловались участникам войны за отличие, о чем можно найти в биографиях последних. Но такие случаи были нечастыми: на строительных площадках огромных размеров не хватало рабочей силы, поэтому всех рабов преимущественно сгоняли туда для осуществления работы в срок.
Рабы в Египте – это люди, которые стояли под покровительством законов, могли меть собственную семью и даже владения – собственность. В основном в Египте также присутствовало патриархальное рабство, при котором раб занимал положение самого младшего члена семьи, исполнял все поручения владельца и получал за это определенные привилегии. Храмовые и казенные рабы, которые также существовали в Египте, отличались выжженным клеймом с печатью своего присутственного места. Они были обязаны вести это место, сохранять его в целости и сохранности, заботиться о его процветании.
Что касается численности рабов, то об этом достаточно сложно судить. Особенно это касается рабов, которые происходили из отдаленных хозяйств у частных лиц. Известно, что во время так называемого Среднего царства люди среднего достатка могли не только владеть рабами, но и передаривать их друг другу. Максимальное числа рабов – 4 человека. Что касается храмовых рабов, то в завещании, которое было оставлено Рамзесом Третьим, приведены колоссальные цифры. Объясняется это тем, что во время войн число рабов резко увеличивалось за счет военнопленных. Одни фиванские храмы в свое время получили более 3500 рабов.
Все же, некоторые исследователи отмечают, что роль рабов в Древнем Египте была заметно преувеличена. Связано это преимущественно с религиозной спецификой. Например, считалось, что душа строителя передается тем материалам и сооружениям, к которым он имел дело. Рабы испытывали страдания и боль, что также, по преданию, передавалось в строящиеся гробницы и дома. Все это могло испортить общее состояние и экологию, а также окружение заказчиков, поэтому было принято решение использовать услуги профессиональных строителей, а также наемный труд только свободных крестьян. Применять насилие не было необходимости, так как крестьяне были достаточно мотивированы к осуществлению деятельности: им предлагалась определенная оплата труда, а на момент строительства предоставлялось проживание и питание.
Рабство в Позднем Египте
Что касается времен Позднего Египта, а также времен новой истории (преимущественно исламский период), то в это время также применялся рабский труд, но в крайне ограниченных масштабах. Например, Коран предоставлял свободу рабат и поощрял это. Также он предусматривал специальные молитвы за тех людей, кто против своей воли оказался в рабстве и нуждается в утешении. Ребенок, который рожден в результате союза хозяина и рабыни, обязательно должен получить свободу, так же, как и его мать. Если ребенок родился у рабов, которые живут в семье, то он считается членом семьи. Его нельзя перепродать другим хозяевам, если только в более зрелом возрасте он не совершил какое-либо преступление. По религиозным соображениям хозяева должны взять на себя ответственность и заботиться об уже состарившихся рабах. Они также должны содержать их жен и детей.
Таким образом, в Египте рабство имеет неоднозначную оценку. Одни утверждают, что труд рабов использовался настолько активно, что число эксплуатированных переваливало за десятки тысяч. Другие же утверждают, что по религиозным соображениям рабов нельзя было использовать в особо сложном труде, и для этого использовали специально найденных наемных рабочих. При этом рабы занимали особую нишу в обществе. Конечно, они обязаны были исполнять большой объем работы, которая не могла быть выполнена господами. Но, с другой стороны, в Египте всегда присутствовала патриархальная форма рабства. Рабы считались полноправными членами семьи, могли проживать вместе со своими хозяевами, есть с ними за одним столом и спать в одном доме.
Такая неоднозначная оценка связана с тем, что нет достоверных источников, которые трактовали бы рабство в Египте с одной конкретной точки зрения. Все источники указывают на разную роль рабов в жизни общества, и непосредственно в жизни своих господ. Кто-то пишет о том, что рабы несли тяжелую ношу, в редких случаях могли претендовать на освобождение. Преимущественно целые семьи находились в рабстве, их могли разлучать, могли передаривать и перепродавать друг другу. Иные источники указывают, что роль рабов сильно преувеличена: они жили так же, как и все низшие слои населения, работу вели нерегулярную, имели свое жилье, собственность, семьи, которые жили достаточно свободно от жестокого гнета рабской жизни.
В связи с этим мы также не можем однозначно судить о рабстве в Египте. Полагаясь на источники, можем точно сказать, что рабство существовало, но немного в видоизмененной форме. Оно не было жестоким ко всем рабам, так как они подразделялись на категории – классы. Рабы в строительной сфере были эксплуатированы полностью, но затем, с точки зрения религии, это было запрещено, так как считалось, что ненависть рабов, их боль и страдания передавались в энергетику постройки, из-за чего страдали сами господа Фараоны и правители.