Взаимосвязь социологии и психологии
Границы между такими дисциплинами как социология, микросоциология, психология и социальная психология очень условны. Это связано с тем, что эти отрасли науки тесно друг с другом связаны и используют идентичные методики в проведении анализа. Их единение прослеживается и тогда, когда и социологию, и психологию рассматривают с исторической точки зрения, ибо без исторического анализа сложно проанализировать тенденции и спрогнозировать будущие события.
История оказала значительное влияние на социологию и психологию в 19 веке. Тогда же были обоснованы некоторые аспекты социологии как науки. С помощью истории были измерены изменения и оценено развитие социальной реальности, психологии, эволюции в психическом и психологическом развитии индивида.
В своей социальной теории Н. Елиас сделал акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой. Эмпирика позволяет увидеть реальное положение дел, объяснить взаимозависимости и закономерности, предупредить негативные последствия от тех или иных действий индивидов. Что немаловажно – благодаря эмпирическим исследованиям появилась необходимость в формировании новых научных направлений, исследовательских практик, которые послужили стимулом к развитию науки как таковой.
Социальная психология занимается изучением изменений в психике в социальном и историческом контексте. Исследователи предпочитают не разрывать эти контексты, поскольку история имеет особое значение в развитии каждого научного направления. Без истории было бы невозможным текущее развитие и развитие, но уже в будущем. Выявить изменения, если рассматривать одного индивида, непросто. У каждого человека есть свой субъективный взгляд на социальную реальность, свои установки и ценности. Социально-психологический контекст позволяет рассматривать две составляющие:
- индивида как социальную единицу;
- социальную природу индивида с совокупностью его ценностей и идеалов;
- изменения, происходящие в психике индивида непосредственно под влиянием событий и явлений.
С момента своего появления в 19 веке социология как наука делала акцент на исследовании макрообъектов. Она анализировала цивилизации, нации и крупные сообщества. Становление социологии сопровождалось ее теоретическим развитием, и возникла необходимость проводить анализ микроявлений. Отсюда разделение социологии на два уровня – микро- и макросоциологию. Микросоциологические теории рассматривают общество на уровне личности, и в данном случае учитывается психологический фон, уровень развития личности, психологическая готовность к такому анализу. В отличие от социологии, психология мультипарадигмальна, и эта парадигмальность подразумевает многообразие теоретических оснований и направлений. У каждого направления – свои функции, а в социологии парадигма отличается от другой своей полярностью. Можно сказать, что они расколоты.
Теоретические основания и методология работы психологов и социологов
Продолжать рассмотрение психологических характеристик социологии и теоретических оснований в работах психологов и социологов следует, анализируя работу Элиаса. Исследователем было выделено несколько основных линий исследований:
- психогенезис;
- социогенезис.
В рамках психогенезиса речь идет об изменениях, происходящих внутри структуры личности. Социогенезис предполагает, что меняются социальные структуры в целом. Таким образом, психогенезис относится больше к личности, и здесь личность и ее особенности являются объектом исследований. Социогенезис – это более общее понятие. Но особенность состоит в том, что социум так или иначе состоит из людей, поэтому траекторию исследований и методику специалист выбирает самостоятельно. Он может в целом дать оценку сообществу, взвесить позитивные и негативные показатели и отклонения. Но также он может проанализировать и частное – взять отдельно взятую личность, проанализировать ее особенности и личностные характеристики, оценить степень вовлеченности в общественные процессы, настроение и установки. Затем он может сложить эти показатели и составить портрет социума, внутри которого осуществляют свою деятельность исследуемые объекты.
Для ученого развитие психогенетического и социогенетичного (развитие индивида и социальных структур) является взаимообусловленными вещами. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что ему дается цивилизационные навыки в сокращенной временной форме, тогда как человечество производило их в течение веков. Сначала ребенок усваивает социальные нормы и ценности благодаря своим родителям, а затем уже без их контроля продолжает социализироваться, но в обществе. Также человек в дальнейшем сам генерирует новые ценности, он может предлагать новые идеи, быть инноватором по выбранным направлениям. Здесь нет какого-то единого социального стандарта, но есть нормы и правила поведения, нормы морали и нравственности, которым должно соответствовать именно его поведение. Таким образом, психологическое направление в социологии реализуется в полной мере. Психология стала частью и других наук. Например, частью педагогики. Это значит, что в процессе обучения и воспитания педагоги берут во внимание психологические особенности и психические установки личности, они могут менять их или наоборот гиперболизировать те установки, которые считаются самыми подходящими и соответствующими нормам. Главное, что человек проходит все педагогические этапы, чтобы его психика стала наиболее устойчивой и корректной.