Социализация – это процесс усвоения индивидом конкретной системы знаний, ценностей, норм, которые позволяют ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Специфика подросткового возраста
Подростки – это люди, которые находятся на переходном этапе развития между детством и взрослостью.
Социализация подростков имеет ряд особенностей, связанных с психологическими характеристиками людей в данный возрастной период. Необходимо отметить, что юность завершает активный период социализации, а юношам относят людей в возрасте от 13 до 19 лет.
Этот возраст характеризуется следующими физиологическими изменениями, которые влияют на психологический статус личности:
- наступает половая зрелость, которая обусловлена существенным изменением гормонального фона;
- происходит появление влечения к противоположному полу.
Подростки могут отличаться агрессивностью, склонностью к необдуманному риску, отсутствием умения оценивать степень опасности, стремлением к самовыражению и независимости.
Психологические особенности неизбежно влияют на ход социализации, а также наполняют ее новым содержанием. Отличительной чертой социализации подростков называют возникновение молодежной субкультуры.
Молодежные субкульутры – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для молодых людей (12−25 лет).
Такие феномены формируются за счет склонности к инновация и творчеству, с одной стороны, а также подчеркнутой автономии и независимости, с другой. Часто молодежная субкультура ассоциируется с символами секса, насилия, наркотиков. Поэтому подростковый период часто называют «трудным возрастом». Его психологическое содержание заключается в изменении поведенческих характеристик, а именно:
- наличии полного непослушания;
- формировании скрытого неповиновения.
У подростков в процессе социализации выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая с одной стороны перекликается с мнением родителей, а с другой достраивает так называемые «верхние этажи». Одновременно происходит формирование нравственных ориентиров, которые связаны с переоценкой смысла жизни.
Нравственные ориентиры – это представления человека о том, что подлежит осуждению либо одобрению, это его ценности, убеждения и личностные установки, через которые он не может преступить.
В процессе социализации подростки и юноши сталкиваются с трудностями в процессе взаимодействия с другими людьми и со сверстниками. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».
Подростки проявляют гипертрофированную самостоятельность и находят способ самовыражения в подчеркнутой излишней резкости. Они считают, что хорошо и правильно то, что нравится именно им.
Трудности социализации подростков
Трудности социализации в подростковом возрасте обусловлены тремя обстоятельствами:
- несовпадением высокого уровня притязаний и низкого социального статуса;
- несовпадением старого стиля родительского воспитания и новых потенциальных возможностей личности подростка;
- противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усилением зависимости от мнения сверстников – подростков.
Уровень притязаний – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Часто психологи и социологи говорят о таком феномене, как ролевое бесправие подростков. Социальные статусы юношей и родителей по – прежнему остаются не совместимыми. При высоком уровне притязаний подростки остаются экономически зависимыми от родителей. Они не могут быть собственниками, законодателями и производителями.
Недостаток жизненного опыта провоцирует их на совершение большего количества ошибок, чем у взрослых. Часто эти ошибки становятся роковыми. Часто подростки бросают школу и совершают преступления.
Ученые также отмечают в процессе социализации такое явление как сексуальная распущенность. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми.
Модели отношений между подростками и средой
Между подростками и средой могут сложиться следующие модели отношений:
- конформизм, при котором личность подчиняется коллективу;
- гармония или оптимальные отношения между подростком и средой;
- нонконформизм или подчинением подростком коллектива.
Любая модель может провоцировать возникновение нескольких линий взаимоотношений между подростками и людьми.
Одна из них показывает, что подростки могут естественно и добровольно подчиниться требованиям, которые выдвигает коллектив, уступая ему в превосходящей силе. Также подростки могут сохранять собственную индивидуальность и независимость, подчиняясь коллективу только формально.
Вторая линия поведения гласит, что по пути развития событий социализации могут наблюдаться различные сценарии: личность может сохранить внутреннюю независимость или открыто конфликтовать с группой.
Статусы подростков могут не совпадать друг с другом, разрушают гармонию статусного портрета подростка. Оценку гармоничности и дисгармоничности ролевого статуса подростков можно дать только, исследуя его социальное окружение.
Несовпадение, или несовместимость статусов — это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей.
Таким образом, процесс социализации подростков отличается весьма большим количеством противоречий, которые при отсутствии должного внимания могут способствовать дестабилизации личности в будущем.