Социальное неравенство
Социальная структура – это различное положение людей относительно друг друга, формирующееся на основании массы критериев и признаков: национальных, классовых, профессиональных, возрастных, территориальных, половых и пр.
На основании этого в социальную структуру включают ряд следующих подструктур:
- социально-классовые общности – классы, слои, социальные группы и касты;
- социально-этнические общности (этносы, нации, национальные группы и народности);
- социально-демографические общности (молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и т.д.);
- социально-поселенческие общности (жители городов, деревень, поселков, региональные группы);
- социально-генетические общности – люди, которые родились в данной местности, а также переехавшие недавно из других местностей;
- религиозные общины – религиозные и конфессиональные группы;
- семейно-бытовые общности – родители с детьми, соседи, брачные или внебрачные отношения;
- социально-профессиональные общности.
Базируясь на понятии «социальная структура» общество рассматривается как совокупность взаимодействующих социальных групп и индивидов, которые обладают определенными потребностями и интересами.
Вместе с понятием социальной структуры, большую роль играет понятие социальной стратификации. Ее основой становится социальное неравенство.
Если возникает социальная структура, и она развивается и функционирует на основании общественного разделения труда, тогда социальную стратификацию обуславливает распределение результатов труда.
Социологи сходятся во мнении, что основа стратификационного строения общества – социальное неравенство.
Сущность социального неравенства – неодинаковый доступ разных категорий населения к социально значимым благам, духовным ценностям и материальным ресурсам. Эти отличия являются основаниями, определяющими облик вертикального строения общества.
Теории социального неравенства
Маркс в качестве базиса вертикального расслоения общества видел владение собственностью и средствами производства. Поэтому стратификационная структура общества была сведена им к двум уровням:
- собственники (рабовладельцы, феодалы, буржуазия);
- лишенные собственности (рабы, пролетарии).
Вебер расширил число критериев, которыми определяется принадлежность к той или иной страте. Помимо экономического критерия, он ввел понятие принадлежности к статусным группам или определенным политическим кругам, то есть партиям. Вебер считал, что статусные группы и политические партии отличаются степенью влияния и престижности. Иными словами, переход человека на более престижную статусную ступень или партию обеспечат ему преимущественное положение в обществе.
П. Сорокин поддержал идею многомерности основания стратификации, который также указывал на невозможность выделения единственного критерия принадлежности к какой-то страте и отмечал наличие в обществе трех стратификационных оснований: экономическое, профессиональное и политическое.
Многомерность не мешает восприятию сложившейся стратификационной структуры как целостной. Люди, которые живут в одном обществе, определяют положение человека в социальной иерархии на основании одних и тех же признаков, которые обусловлены культурой и институциональной системой общества.
Под социальной стратификацией понимают наличие в обществе множества социальных образований, представители которых отличаются неравным объемом власти и материальных богатств, прав и обязанностей, престижа и привилегий.
В такой иерархии социокультурных благ выражена сущность социального расслоения. Благодаря им в любой социальной системе появляется возможность стимулировать одни виды деятельности, терпеть другие и подавлять третьи.
Иными словами, процессы образования слоев играют в социальном движении важную функцию регулятора-организатора, оказывая обществу помощь на каждом новом этапе приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Тем самым посредством механизма стратификации общество может развить ряд новых форм социального взаимодействия, позволяющих ему ответить на требования времени и сохранить вместе с тем социальную и культурную идентичность.
Причины и факторы социального неравенства
Большинство ученых-социологов основной причиной неравенства положения людей в обществе видели общественное разделение труда. Но последствия, вытекающие из этого, а особенно причины воспроизводства неравенства, ученые объясняли по-разному.
Так, Спенсер Г. считал, что источник неравенства – завоевания. С одной стороны, победителями образован господствующий класс, а побежденные вынуждены ему подчиниться. Военнопленные превращаются в рабов, а вольные хлебопашцы – в крепостных. С другой стороны, частые и постоянные войны предполагают доминирование государственной и военной сферы и подчинение им всех остальных членов общества. В соответствии с естественным отбором, более сильные становятся привилегированными и господствуют в обществе, а слабые им подчиняются, находясь на низших ступенях социальной лестницы.
Еще один представитель социал-дарвинизма У. Самнер был уверен, что социальное неравенство – естественное состояние человечества, а также необходимое условие для развития цивилизации. Это направление социологии характеризуется биологическим редукционизмом, евроцентризмом, а также оправданием воин, насилия и агрессии. Отдельные теории социал-дарвинизма и непосредственно расовые теории неравенства использовали для построения идеологии расизма, чтобы оправдать колониальные захваты на основе деления человеческих рас на благородные и разумные, порядочные и белые, а также недоразвитые, ограниченные и склонные к порокам.
Характерная черта общества – неравенство. К причинам устойчивого социального неравенства П. Сорокин отнес возрастание численности и платности общества, разнообразие и разнородность людей, функциональное распределение деятельности в сообществе, необходимость поддерживать порядок в социальных группах разного уровня.
Процессы социального расслоения в современных обществах зависят от мирового неравенства, которое искусственно поддерживают и усугубляют страны Запада.