Подходы к определению природы человека
Человек – существо, которое сочетает в себе психические, биологические и социальные свойства и характеристики. Он принадлежит к роду Homo Sapiens, развивается и существует в социальной реальности.
Существует несколько основных подходов к определению природы человека, которые следует упомянуть в рамках данной статьи. Начать стоит с того, что человек – это центральная фигура философского знания и философской мысли. Он принимает на себя роль творца философии и ее главной проблемы - к постижению сущности человека стремится каждый философ. Но с давнего времени к изучению человеческой сущности присоединились и социологи, которые обозначили, что человек – это социальное существо, которое живет в обществе, обрастает социальными связями, коммуницирует с другими членами общества и выстраивает с ними отношения.
Вопрос о сущности человека и его природы является исходным для любого исследователя. Тот стремится к истинности своего исследования и знания, хочет понять и постичь самого себя, а уже на основе собственного опыта переосмыслить сущность другого человека и составить полную и достоверную картину мира. В разные периоды эта задача решалась по-разному, и несмотря на превалирующую роль социологии в современном знании, философские учения были и остаются наиболее значимыми в изучении человека и его природы. В античности мир воспринимался как одно единое пространство, где во главе всего была природа. Компоненты стремились к всеобщей гармонии, и благодаря этому можно сказать, что мир был очень устойчив. Человек выступал в качестве закономерной части природы, он имел ее черты и характеристики. От других форм человек качественно не отличался.
В средневековье и человек, и природа воспринимались как творения Бога, однако человек начал постепенно отделяться, поскольку испытывал потребность в том, чтобы преобразовывать природу ради собственного блага. В то время начались первые серьезные научные открытия, природа постепенно сливалась с трудами человека. Но у него есть бессмертная душа, что соединяет человека и его божественное начало. Даже несмотря на материализацию мира, человеческая сущность и его начало все еще пребывали над материальным миром.
Период Нового времени – в этот момент складывается дуалистическое понимание природы человека. С одной стороны, у человека есть все природные характеристики, он обладает материальным телом, а его тело в свою очередь подчиняется механистическим законам. Это то, что осталось от прошлого понимания человека. Но с другой стороны, у человека есть разум и сознание, а уже они – это явные источники его активности. С помощью разума человек может делать выбор, он может управлять собственной жизнью или жизнью других людей. Разум и сознание – то, что побуждает индивида вступать в социальные отношения, выстраивать вокруг себя коммуникации, общаться, обмениваться информацией и опытом и транслировать собственные идеи, которые могут быть близки остальным.
Разум – это могущественная сущность. Она способна проникнуть в секреты природы. Как следствие – природа начинает подчиняться разуму, человеку. Она видоизменяется в соответствии с его требованиями.
Соотношение природного и социального
В настоящее время, в современной философской и социологической науке сложилось несколько точек зрения. Человек в них рассматривается как существо:
- Биологическое;
- Социальное;
- Биосоциальное;
- Как целостная социальная природа.
Согласно первому мнению, человек – это только биологическое существо. Его поведение определяется инстинктами, естественными потребностями. Обычно это потребность в питании, размножении, в доминировании. А еще биологическая потребность состоит в создании вокруг себя благоприятных условий и безопасности.
Сторонники социальной точки зрения биологическую природу человека отрицают и настаивают на том, что человеческая личность имеет исключительно социальное происхождение и соответствующий социальных характер. Человек способен существовать в обществе, и только в этих взаимосвязях он чувствует себя свободно и безопасно.
Что касается третьего подхода – биосоциального, то он является компромиссным. Сторонники этого подхода выдвигают предложение учитывать и биологические черты, и социологическую специфику индивида. таким образом, исследуются поведение и досуг, организация деятельности человека.
Понимание человека как существа целостной социальной природы предполагает, что человек, являясь всецело социальным, в то же время реализует в свернутом виде механизмы и закономерности нижележащих уровней организации материи – биологического, химического и физического.
Социологи оценивают роль природных и биологических факторов в историческом процессе и, в частности, в развитии личности человека как крайне важную. Обычно к таким факторам относят собственную природу человека, климатические и географические условия, в которых человек рождается, растет и социализируется. Важную роль в этом плане играют и природные катастрофы, поскольку они могут формировать некоторые личностные характеристики, в частности инстинкт самосохранения, способность к защите себя, выбору более безопасного места или преобразования окружающих условий, чтобы защититься от возможной катастрофы.
Не менее важны и природные ресурсы и материалы так как м их помощью человек может преобразовать среду вокруг себя. Если у человека есть необходимый набор материалов, он может построить дом, начать производство, которое в дальнейшем принесет ему стабильный доход. А это уже – переход от биологических основ к социальным и производственным отношениям. В основе развития человека разумного лежат свойств биологического существа. Именно благодаря им стала возможной стремительная эволюция. Люди задолго до создания искусственной среды обитания заселили всю планету и начали очень неравномерно ее преобразовывать.