Характеристики субъективной школы
Субъективная школа выступает в качестве довольно специфического направления русской социологии и отечественной социологии. Оно сложилось в русле позитивизма, и уже на раннем этапе развития отечественной социологии заявило о своей значимости и об особенностях развития. На сегодняшний день она имеет сразу несколько названий, а именно:
- Субъективная школа в русской социологии
- Этико-социологическое научное направление
- Субъективный метод в социологии
- Русская социологическая школа (мысль).
Появилось данное течение относительно давно – примерно в 60-70-е годы 19 века, но развивалось оно довольно активно, ведь огромное количество авторов и исследователей проявляли интерес к этому направлению. Представители его обращались преимущественно к таким темам, как духовная сторона жизни общества, внутренний мир и установки личности, а также нравственность и нравственный идеал отдельных категорий граждан. Исходя из этой точки зрения, задачей социологической науки стало обоснование нравственного образа и идеала, а также последующий поиск средств для осуществления практической жизнедеятельности.
Практическая социология в данном случае взяла на себя ответственность за выработку норм поведения людей, а также позволила дать этим нормам оценки с точки зрения того нравственного идеала, который является ведущим, значимым в данный период развития общества. Перед теоретиками, которые относились к субъективной школе, стояла одна, очень серьезная задача: обосновать пути практического решения жизненных проблем российского общества, а также найти такие средства, которые были бы наиболее подходящими для осуществления социальных преобразований. Субъективизм в данном случае был важен, так как благодаря ему как раз и вырабатываются различные нормы, ценности, идеалы, в которые человек вкладывает часть собственного понимания, часть своего видения тех или иных явлений и процессов. В нравственности заложены правила, черты, которые не следует переступать, иначе человек может выйти за границы общепринятых правил поведения и стать асоциальным, девиантным членом общества, что негативным образом отразится на его жизни.
Субъективная социология как научная теория
Основоположниками субъективной социологии в России являются такие исследователи, как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, которые рассматривали не только методы социологии, но также и соотношение человека и толпы, его развитие в рамках скопления большого числа индивидов, каждый из которых имеет свои индивидуальные интересы и потребности.
Как научная теория, субъективная социология проявила себя в качестве упорядоченной системы знаний, которая имеет свое особое понимание предметной области социологии, а также обладает своей структурой, задачами и особым понятийным аппаратом, о чем также следует помнить, поскольку методологические и предметные основания всегда являются самыми значимыми, отличающими одно направление от каких-либо других направлений, существующих в современном научном знании именно с точки зрения социологии.
Субъективный фактор включает в себя все то, что составляет содержание внутреннего мира и внутренних установок человека. По сути, это и является самым главным объектом исследований. Человек – это главная единица, которая вступает в социальные отношения, реализует свою жизнедеятельность, выражает свои интересы, следует нормам и нравственным идеалам. Именно человек может вступать в различные взаимодействия и взаимоотношения, из которых рождаются результаты – прогресс, технологические подвижки, появляются новые сферы жизнедеятельности, в которых каждый может заявить о себе.
Предметом социологии, если рассматривать ее с точки зрения субъективизма, является научная сфера, которая занимается исследованием социальной солидарности существ, которые обладают разумом. То есть, ею рассматривается мотивация человека как социально-биологического существа вступать в различные взаимодействия и взаимоотношения, что, в итоге, приводит к образованию новых сфер.
Что касается задачи субъективной социологии, то она состоит в том, чтобы более углубленно проанализировать и изучать условия зарождения солидарности, а также выявить причины ее возможного усиления или ослабления. К тому же, все это зависит от конкретных исторических форм, которые также следует более внимательно изучить, чтобы дать более четкое обоснование всему происходящему в этот исторический период времени.
Личность – это самый главный субъект, который играет значимую роль в оценке социальных фактов. Соответственно, с появлением новых сфер социальных отношений возникает количество критически мыслящих личностей. Благодаря им можно посмотреть с других сторон на совершенствование состояния общества, а также на то, каким образом может обогащаться содержание нравственного идеала. Только человек как субъект так или иначе может оказать прямое воздействие на все происходящие, а также на то, в каком именно ключе должны происходить эти изменения.
Как правило, индивид хочет быть частью какой-то большей общности, но при этом прекрасно осознает, что в ней он может потерять свои уникальные черты. Таким образом, он нацелен на то, чтобы самостоятельно стать носителем различных норм и ценностей, чтобы окружающие в свою очередь ориентировались на них и стремились стать именно такими, как сам этот индивид. Таким образом, субъективная социология заняла очень значимое место в социологической науке в целом. Как направление, субъективизм со всем набором подходов и методологических оснований существует и по сей день. Он вызывает огромный интерес и со стороны исследователей, и со стороны авторов смежных отраслей, которые относятся к социологии, социальной психологии. Субъективизм был и остается значимым направлением, которое будет развиваться в связи с появлением новых методов и форм исследований.