Характеристики социологической школы Франции
Французская социологическая школа – это одно из крупнейших течений в социологической науке. Ее основателем является Эмиль Дюркгейм. Другими, наиболее известными представителями Французской социологической школы следует назвать Г. Тарда, Г. Лебона. В конце 19 веке именно во Франции усилился интерес к социологии как науке, а также к исследованию как индивидуального поведения человека, так и поведения масс. В их основании лежит углубленный анализ психологических и социальных механизмов, благодаря которым могут быть переданы различные социальные нормы и верования.
Социологи данной школы большое значение придавали рассмотрению механизмов социальной адаптации индивидов к постоянно трансформирующейся социальной реальности, а также адаптации индивидов друг к другу.
Г. Тард является одним из основоположников социальной психологии. Исследователь сделал предположения о том, что общество – это продукт прямых взаимоотношений индивидов друг с другом, в результате чего появляются социальные ценности и нормы, которые распространяются среди социальных групп и сообществ. При этом Тард отверг мысль о том, что существуют автономные духовные сущности, представленные такими категориями, как:
- Групповое сознание
- Душа толпы.
Отрицая их, автор пришел к выводу о том, что исследования должны касаться существующих аспектов и проблем, которые не требуют своей доказательности даже с психологической точки зрения, а скорее ориентированы на отражение тех существующих процессов, которые происходят здесь и сейчас, и которые невозможно подвергнуть сомнению. Таким образом, научные исследования в большей степени ориентировались на анализ межличностных взаимоотношений и взаимодействий, а также социально-психологических механизмов, которые лежат в основе взаимодействия людей друг с другом. Также Г. Тардом была создана концепция подражания, которая и по сей день выступает в качестве социального и психологического феномена, и становится объектом исследований многих авторов.
Г. Лебон и Э. Дюркгейм как идеологи Французской школы социологии
Гюстав Лебон – следующий автор, о котором хотелось бы более подробно поговорить в рамках рассмотрения Французской школы социологии. Его исследования и разработки были очень популярны на рубеже 19-20 веков. Две его работы – «Психология толп» и «Психология народов и масс» являются и по сей день невероятно популярными, поскольку в них отражены многие теоретические и методологические идеи анализа психологического состояния человека в рамках развития массового общества потребления. Лебон придерживался мнения о том, что в 20 веке европейское общество вступило на новую ступень своего развития – так называемую эру толпы. Таким образом, критическое начало, разум человека начинают постепенно подавляться иррациональностью толпы, а идея состоит в том, что в условиях массового общества потребления человек начинает постепенно терять свои уникальные индивидуальные черты, начинает в большей степени прогибаться под общественные интересы, изменяя своим личным потребностям.
Толпа, масса представлены группами людей, которые оказываются в одно и то же время в одном месте. Их охватывают настроения и стремления, чувства готовности следовать за лидером, который, как им кажется, выдвигает идеи, которые наиболее подходят в конкретный промежуток времени. Разум отключается, а эмоции заставляют человека следовать за толпой, чувствуя себя частью чего-то большего, хотя нередко такое чувство может быть на самом деле ложным, надуманным. В толпе все заражены одной идеей, люди не могут терпеть, хотят видеть результат здесь и сейчас. Не получая его, толпа начинает проявлять протестные настроения, начинает бороться за свои права, но проблема лишь в том, что многие из толпы и сами не до конца осознают, за что они борются, и к чему по идее должны привести их выражения.
Эмиль Дюркгейм считается одним из самых влиятельных исследователей Французской школы социологии. На его идеях и концепциях основывается не одна теоретическая разработка в рамках западной социологии.
Дюркгейм активно развивал идеи позитивизма Огюста Конта, и руководствовался методами естественных наук. Он утверждал, что науки позволяют обеспечить эмпирическую обоснованность и отражают реальную картину мира. Для этого социологии также следует окончательно обосноваться в рамках самостоятельного научного направления, и для этого следует более четко выявить предмет социологии и ее методологические обоснования. Предмет социологии кроется в социальной реальности, а она, в свою очередь, представлена огромным количеством социальных фактов, которые не могут быть сведены лишь к экономическим или психологическим фактам.
Эти факты обладают особыми характеристиками, в которых отражена объективность социальной реальности, независимость от личности самого исследователя, независимо от того, оказывается ли на индивида какое-либо давление. Факты должны быть фактами – чистыми, правдивыми, четкими, без вкраплений субъективизма, ведь только так у социологии получиться более четко ориентироваться в них и отражать социальную реальность такой, какая она есть. Социальные факты существуют вне индивидуального сознания, и в такой же обстановке они развиваются, заявляют о себе, могут менять мир человека вне его возможностей. Что касается статуса социологической науки, то она не должна носить индивидуалистский характер, не должна быть ни коммунистической, ни социалистической наукой с соответствующей доктриной. Она должна отражать лишь факты этих доктрин, преобразовывать их таким образом, чтобы в любой период времени потребности и интересы человека удовлетворялись, независимо от происходящих вокруг него событий и явлений.