Американская социологическая школа – это совокупность идей, теорий и методов, разрабатываемых учёными-социологами, жившими и работавшими в США начиная с конца XIX – начала XX в.
Общая характеристика
Американская школа социологии внесла значительный вклад в мировую социологическую науку. Если в XIX в. центром развития данной области была Западная Европа (яркими представителями тут были О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и др.), то в XX в. лидером становятся США.
Такому положению дел есть ряд причин. К ним относится, во-первых, быстрая институционализация социологии, т.е. открытие в университетах специализированных факультетов и кафедр, а также большой объем эмпирических исследований. Это, пожалуй, главный фактор, обусловивший бурное развитие американской социологии. Он, в свою очередь, был определен рядом явлений социальной действительности.
Социально-политические и экономические факторы развития социологии в США были связаны с ростом и эволюцией молодого государства. Сюда можно отнести, в частности, процессы индустриализации и урбанизации, большие объемы миграции, политическую демократизацию и противоположные ей движения, растущую сферу образования и т.д.
Серьезное влияние на формирующуюся американскую социологию оказали идеи европейских ученых и мыслителей. Кроме того, многие ее основатели получили в Европе образование.
Этапы развития
В истории развития американской социологической школы можно выделить несколько этапов:
- Этап институционализации (90-е годы XIX в. – начало 20-х гг. XX в.) был периодом поиска идей, становления и формирования теоретических позиций. Тогда в Чикагском университете открылся первый факультет социологии. В 1905 г. было создано Американское социологическое общество, из которого берет свое начало Американская социологическая ассоциация (АСА).
- Эмпирический (1920-е – 1950-е): его началом считается издание работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В этот период проводится огромное число прикладных эмпирических исследований, открывается множество исследовательских центров;
- Третий этап можно (1950-е гг.) условно назвать «структурно-функционалистским», т.к. он связан с появлением и развитием такого направления как структурный функционализм;
- «Критический» или «радикальный» (с начала 1960-х гг. по настоящее время). Он связан с наступлением осознания кризиса теоретических и методологических основ американской социологии.
Как уже упоминалось выше, значительной особенностью социологии в США является то, что она быстро стала университетской дисциплиной. В 1892 г. в Чикагском университете открывается кафедра социологии (первая в мире). Весь XX в. шел рост числа членов Американской социологической ассоциации, увеличивалось количество опубликованных работа и защищенных диссертаций по данной дисциплине.
Еще одна характерная черта – ее прикладной характер. Эмпирические исследования в США стали проводиться уже в 1910-х годах, а наиболее активный рост их количества пришелся на 20-е – 30-е гг.
Следует отметить, что поначалу эмпирическая социология не получала признания и авторитета на официальном уровне. Исследования начали финансироваться властями только в 1950-х годах. Сегодня на них выделяются значительные суммы, около половины из которых приходится на правительство, остальное – на бизнес.
Особенностью американской социологии является также широкое использование в ней математического аппарата, а также таких методов как моделирование и эксперимент. Таким образом, она стала здесь точной социальной наукой.
Основные представители и их идеи
Одним из ярких представителей американской социологической школы является Толкотт Парсонс (1902—1979) – основоположник структурного функционализма. Он стремился охватить все аспекты общественной жизни и согласовать ее понимание с достижениями естественных наук.
Основные его идеи изложены в работах «К общей теории действия» и «Социальная система». Там он конструирует модель социального действия, называемого «единичный акт». Оно включает в себя действующее лицо (индивида) и ситуационное окружение. Последнее включает в себя факторы, на которые это действие направлено и от которых оно зависит. Эти факторы Парсонс делит на несколько групп:
- физические (сюда входят биологические характеристики человека);
- культурные (система ценностей, традиции и т.д.);
- социальные (другие люди и группы, окружающие человека);
- личностные (непосредственно личность индивида, без учета биологического и культурного аспектов).
Общество, согласно теории Парсонса, представляет собой особый вид системы, достигшей наибольшей степени развития и самодостаточности по отношению к окружающей действительности.
Социальные системы должны решать четыре комплекса задач:
- рациональная организация ресурсов (материальных, культурных и человеческих);
- целеориентация (постановка целей и поддержание процесса их достижения);
- интеграция;
- поддержание мотивации своих членов при исполнении ими социальных ролей.
К структурно-функционалистскому направлению принадлежит также Роберт Мертон (1910—2003). Подход Парсонса он считал чересчур абстрактным и внес в него ряд поправок. Для совмещения абстрактных схем и с эмпирическими обобщениями он создает так называемые «теории среднего уровня». Их главная идея состоит в том, что различные теоретические построения надо создавать, исходя из определенного круга социальных явлений. Их надо соотносить с эмпирическими исследованиями и проверять на практике.
Следующим видным представителем американской социологии является Роберт Парк (1864—1944) – глава Чикагской школы и основоположник социологии города. Его научная работа шла вокруг двух основных тем: городская среда и расовые отношения. Он вплотную занимался проблемами миграции населения, культурной ассимиляции и адаптации.
К чикагской школе принадлежал также Эрнст Берджесс (1886—1966), который вывел теоретические разработки Парка на эмпирический уровень. Также он является создателем концепции концентрических зон города.
Заметный вклад в развитие социологии внес американский исследователь русского происхождения Питирим Сорокин (1889—1968), основной заслугой которого является создание и разработка теории социальной стратификации и мобильности. Главные ее положения отражены в работе «Социальная стратификация и мобильность».
Значительный вклад в развитие эмпирической социологии в США внесли упоминавшиеся выше Уильям Томас (1863-1947) и Флориан Знанецкий (1882-1958). Они подробно исследовали проблемы социально-культурной адаптации и вывели главные положения методики и методологии конкретно-социологических исследований.