Понятие межличностной аттракции
Аттракция является одним из объектов исследований в области социальной психологии. С французского attraction переводится как «притяжение», «привлечение», «тяготение».
В научном знании оно выступает в качество процесса взаимного расположения людей друг к другу, их тяготения, желания узнавать друг друга, налаживать межличностные связи на основе эмоционального компонента.
К тому же, аттракция является одним из механизмов, который лежит в основе формирования привязанности одного индивида к другому, и может проявляться в следующих отношениях:
- Привязанность;
- Дружеские чувства;
- Симпатия;
- Любовь.
Иногда люди намеренно желают сформировать аттракцию, иногда это получается против их воли и желания. При этом сформировать аттракцию означает вызвать к самому себе положительное отношение. То есть, мы намеренно или непреднамеренно совершаем какие-либо поступки, проявляем себя в действиях или поведении, и располагаем тем самым окружающих.
Таким образом, аттракция – это и процесс формирования привлекательного образа для воспринимающего, и результат этого процесса – качество отношений, наличие общение, коммуникаций, которые могут быть на коллегиальном, дружеском уровне, или перерастают во что-то большое (взаимные привязанности, любовь). Термин этот достаточно многозначен, и в данном случае необходимо акцентировать внимание на том факте, что аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной стороны общения. Поэтому она и занимает очень большую роль в социальной перцепции, о чем мы упомянем в следующей части данной статьи.
Как мы видим, аттракция – не одноуровневая, и авторами выделяется несколько ее ступеней, по возрастанию:
- Симпатия;
- Дружба;
- Любовь.
На каждом этапе человек по-новому раскрывает самого себя, чем самым заставляет своего собеседника совершать новые действия, которые и ведут к выведению аттракции на качественно новый уровень. Следует также отметить, что аттракция имеет свои законы, по которым она действует. Во-первых, необходимо понять и осознать, а значит принять позицию другого человека, чтобы они совпадали. Во-вторых, в любых иных условиях люди легче воспринимают позицию того человека, к которым испытывают положительные, теплые чувства. Соответственно, хуже воспринимается тот, к кому испытывают эмоционально негативное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть, непонимание).
Место аттракции в механизме социальной перцепции
Как мы уже выявили, межличностная аттракция – это процесс, при котором формируется положительное эмоциональное отношение людей друг к другу. Ключевое слово здесь – «эмоциональное». Именно это и является основной проблемой, которая возникла в рамках межличностной перцепции. Люди не просто воспринимают друг друга как элементы социальной системы – они дают друг другу оценки, выстраивают на их основе отношения – как близкие, так и вражеские.
Исключительно на основе поведения, действий, внешнего облика человека зарождается особая гамма чувства, которая варьируется в очень широком диапазоне – начиная от непринятия определенного человека до любви и искренних чувств к нему, желанию построить с ним близкие, семейные отношения. Область исследования, где внимание акцентируется на механизмах образования различных эмоциональных отношений, получила название «аттракция».
Процесс включения аттракции в межличностное восприятие людьми друг друга раскрывает ту самую характеристику общения людей, которая основывается на факторе реализации определенного вида отношений (общественных, межличностных, профессиональных или любых иных). Иногда люди начинают общаться на одной почве, но затем сближаются и понимают, что их общение может выйти за рамки профессиональных или общественных. Аттракция также связана преимущественно со вторым типом отношений – с межличностными, которые как раз реализуются в общении.
Аттракцию и психологи, и социологи рассматривают в качестве особого типа социальной установки в отношении одного человека к другому. В ней преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой человек» оценивается в некоторых категориях, которые относятся к аффективным оценкам. Благодаря положительным чувствам (любви, симпатии, привязанности, дружбы) между людьми возникает особая связь, и именно она подталкивает их узнавать друг друга.
Аттракция касается многих типов отношений, не исключение и деловые. Поэтому большая часть исследователей-психологов, которые работают в бизнес-сфере, рекомендуют профессионалам выражать к клиентам самое позитивное отношение, даже если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Чувствуя к себе расположенность, человек легче идет на контакт, становится более податливым. Соответственно, в бизнес-сфере это позволяет облегчать процессы переговоров, главное помнить, что во всем должна быть мера, и чрезмерное дружелюбие может быть не так понято, что приведет к совершенно обратному результату.
Таким образом, социальная перцепция – это восприятие и оценка людьми социальных объектов, как самих себя, так и других людей, социальных групп.
В процессе оценки они пользуются эмоциональными категориями, что ведет к возникновению социальной аттракции. В данном случае могут возникнуть и позитивные отношения, и негативные, которые в дальнейшем развиваются к своим более высшим стадиям (дружба может возродиться любовь, а непринятий может перерасти в ненависть и открытую неприязнь). Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека. Это достигается через «прочтение» его физических характеристик, и также эмоционально-поведенческих установок и особенностей поведения, мировоззрения и ценностных ориентаций. Восприятие человеком человека очень отличается от восприятия им материального мира, поскольку мы зачастую привыкли оценивать поведение и поступки человека через самих себя, осознавать стали бы мы так поступать, и к чему бы это могло привести.