Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Социальный статус представляет собой определенную позицию в социальной структуре группы или общества, которая тесно взаимосвязана с другими статусами и позициями.
Основной аспект, на который необходимо обратить внимание, заключается в том, что социальный статус – это то, что сам человек может предложить в соответствии со своими интересами и потребностями той группе, в которой он находится. Социальная роль, в свою очередь, - это социальное ожидание, которое может как оправдываться, так и не оправдываться. Все зависит исключительно от того, отвечает ли человек общественным требованиям, нет ли у него конфликта между статусом и ролью, которую он играет в обществе.
В подростковом возрасте индивид нередко может сталкиваться с социальным (ролевым) конфликтом. Это такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью в удовлетворении требований двух или более ролей, которые изначально не совместимы друг с другом, и поэтому он не может чувствовать себя достаточно комфортно и безопасно в сложившихся условиях. Ролевые конфликты в подростковом возрасте встречаются в разных видах и формах. Преимущественно, исследователями выделяются следующие виды ролевых конфликтов:
- Внутриличностный ролевой конфликт, суть которого заключается в том, что он возникает в связи с противоречиями в требованиях, выдвигаемых к личности и ее поведения в разных или в рамках одной социальной роли;
- Внутриролевой конфликт возникает в основном в результате выявленных противоречий в требованиях, которые предъявляются для исполнения социальной роли различными участниками социального взаимодействия. Это значит, что к каждому человеку имеются свои особые требования, даже если роли они исполняют абсолютно идентичные;
- Личностно-ролевой конфликт – его причины лежат в видимой несовместимости представлений человека о самом себе и о тех ролевых функциях, которые он должен выполнять в соответствии с ожиданиями со стороны общественности.
В целом, социальные роли и статусы в подростковом возрасте достаточно разнообразны. Человек еще не определился с жизненными перспективами, поэтому стремится к тому, чтобы попробовать как можно большее количество различных видов деятельности. Некоторые из них могут вовсе не подходить ему, некоторые он считает единственно верными для себя. Необходимо подчеркнуть, что в данный период за жизни и поведение подростка ответственность несут родители и опекуны, поэтому важную роль играет именно семейное воспитание, которое дается индивиду в кругу семьи. Новые знакомства, расширение дружеских и приятельских кругов, нацеленность на эксперименты с образом жизни и с внешностью – это все сказывается на социальных ролях и статусе подростка.
Несмотря на то, что ответственность все еще лежит на родителях или членах семьи, подросток пробует для самого себя новые формы деятельности, которые воспитывают в нем ряд качеств – инициативность, ответственность, мотивированность, целеустремленность. Они играют значимую роль в развитии индивида, а также в том, чтобы более четко очертить его социальный статус и социальную роль, не допустить возможностей социального ролевого конфликта и, как следствие, проявлений таких черт, как асоциальное, девиантное поведение.
Характеристика основных социальных статусов в юношестве
Подростковый и юношеский возраст играют значимую роль в жизни каждого человека. Именно в этот период он имеет возможность понять самого себя, собственные потребности, а также определиться с жизненными ориентациями и ключевыми аспектами. В подростковом возрасте практически заканчивается социализация, важную роль в жизни человека играют члены его семьи, ближайшее окружение, друзья и ровесники, которые так или иначе своими поступками и поведениями демонстрируют и самому подростку то, каким образом можно обозначать свои жизненные и иные потребности и ориентации.
В подростковом возрасте статусность человека заметно расширяется. Он постепенно примеряет на себя все новые и новые роли, в которых отражаются его потребности, интересы, устремления, ориентиры, и которые в дальнейшем могут трансформироваться, сменять друг друга или прочно закрепляться в жизни человека. Так или иначе, социальные статусы в подростковом возрасте играют важную роль, поскольку они являются ступенями в жизненной лестнице индивида, и каждая ступень должна быть полностью осознанна, сопоставлена с жизненными стимулами и мотивациями.
На сегодняшний день исследователи выделяют несколько основных ролей и статусов, которыми может обладать человек в подростковом возрасте. Среди них мы охарактеризуем следующие:
- Ученик средней школы – подросток, которые постепенно получает все больше новых, расширенных знаний, которые в дальнейшем играют значимую роль в его мотивациях, ориентациях в рамках специальности и интересов;
- Одноклассник – этот статус отличает умение взаимодействовать со своими сверстниками, умение работать в команде для достижения поставленных целей;
- Дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат) – данные социальные статусы действуют внутри семьи в зависимости от ее состава, количества детей и ее членов, которые взаимодействуют друг с другом;
- Житель некой местности – мы все проживаем в определенной городской или сельской местности, которая и определяет наш образ жизни, образ мышления, возможности так или иначе выстраивать жизненные и карьерные перспективы в зависимости от среды обитания.
Таким образом, уже в подростковом возрасте индивид располагает достаточно обширным набором социальных статусов, которыми он пользуется для удовлетворения личных потребностей, а также для того, чтобы отразить свое место в той или иной социальной среде. Свойства человека, его личностные и профессиональные характеристики, черты, нормы поведения, манера общения и образ жизни также изначально закладываются именно в подростковом возрасте, и в дальнейшем уже развиваются в соответствии с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает, и которые имеют вес в его жизни.