Примеры социального статуса человека
В современном мире социальный статус представляет собой позицию человека, которую он занимает в конкретной группе и в целом в рамках социума. Эта позиция способна наделять его определенными правами, обязательствами, за исполнение или не исполнение которых он в любом случае будет нести ответственность.
Один человек может обладать несколькими социальными статусами. В одно и то же время он может быть сыном, школьником, внуком, братом, членом спортивного или досугового кружка, а также гражданином своего государства. Все зависит исключительно от того, в рамках какой социальной группы находится индивид, и какие социальные ожидания предъявляют ему члены этой группы.
Стоит отметить, что в ожиданиях отражается социальная роль личности. Когда человек владеет статусом, то окружающие идентифицируют его соответствующим образом: если предложения человека совпадают с ожиданиями со стороны социума, то это говорит о гармонирующей личности. Если же ожидания превышают возможности статуса индивида, то это говорит о так называемом ролевом конфликте личности. С ним достаточно сложно справиться самостоятельно, поэтому индивид нуждается в помощи со стороны специалистов.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что диапазон социальных статусов довольно обширен. Есть статусы, которые человек получает при своем рождении, а есть те, которые он приобретает на протяжении всей своей жизни, пробуя себя в различных видах жизнедеятельности. Также статусы бывают теми, что человеку приписывает общество, и теми, которых он добивается исключительно благодаря своим собственным усилиями и целеустремленности.
Выделяют основной социальный статус человека и проходящий. Например, главный и всеобщий – статус человека, а второй статус – это статус гражданина определенного государства, в котором проживает индивид. К списку основных статусов также могут относиться такие, как:
- Кровнородственный статус индивида;
- Экономический статус индивида;
- Политический статус индивида;
- Религиозный статус индивида.
Статусы могут быть также эпизодическими, которые возникают у человека в конкретной жизненной ситуации. Они сменяются очень резко, и индивид сам может не замечать, что имел этот статус в конкретный промежуток времени. Это может быть статус прохожего или пациента, пассажира или покупателя, участника забастовки или посетителя какого-либо мероприятия.
Сущность социальной роли и ее примеры
Понятие социальной роли прямо связано с той функцией, которую индивид должен выполнять в обществе. Также социальная роль зависит от прав и обязанностей индивида перед окружающими его людьми.
По сути, социальная роль – это модель поведения, которая ориентирована на социальный статус, который поддерживается индивидом в конкретном сообществе и в конкретной социальной ситуации.
Социальные роли могут быть представлены в нескольких отраслях жизни человека:
- Семейно-бытовые социальные роли;
- Профессиональные социальные роли;
- Общественно-политические роли;
- Ситуационные роли.
Рассмотрим примеры социальных ролей на примере школы. В ней находятся учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен быть хорошо осведомлен в своем предмете, а также уметь объяснять его, доносить эти знания до учащихся. При этом, он также готовится к каждому учебному занятию, бывает требовательным или лояльным к учащимся с учетом их особенностей и потребностей. У учителя есть определенные задачи, он выполняет предписанные ему функции, которые определяют специфику его деятельности и профессиональные навыки в целом. И от того, насколько хорошо у него получается выполнять свои обязанности и функции, зависит его социальный статус и общая социальная роль личности.
Учащийся – это индивид, который отправляется в школу для получения определенных знаний и первичных навыков ведения деятельности. учащийся должен понимать, что, находясь в школе, он должен носить школьную форму, проявлять определенные формы поведения в отношении других учеников и учителей. Цель учащегося – получить знания, уметь отразить их на практике, воспринимать некоторые формы жизнедеятельности и воспроизводить их в повседневной жизни.
Особое разнообразие социальных ролей мы можем проследить в подростковом возрасте, ведь именно в это время человек пытается понять, что ему действительно нужно, что близко ему, что может овладеть его интересом и удовлетворить его потребности. Человек может достаточно долго разбираться в том, как они связаны друг с другом, с его социальным статусом, с престижем и реакцией общества на некоторые формы и манеры поведения.
В одном и том же человеке всегда могут сочетаться самые различные роли, которые либо делают его гармонично развитой личностью, либо вызывают ролевой конфликт. В семье человек принимает на себя роли отца и мужа, в дружеской компании он же – рубаха-парень, «душа компании», на работе он может быть начальником отдела или ответственным сотрудником, работающим в компании. Все эти роли всегда складывают более полный образ, личностные характеристики человека. В целом, от социальных ролей и от социального статуса зависят многие факторы жизни человека: его образовательный и профессиональный статус, определенность в семейном положении, стремление к саморазвитию и актуализации своей личности в соответствии с интересами и потребностями.
Сегодня социальные роли и социальные статусы становятся важнейшими объектами социологической науки. Исследователи уделяют им повышенный интерес, поскольку в трансформирующемся обществе роли и статусы могут как взаимодополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В любом случае, социальные роли и социальные статусы вызывают повышенную исследовательскую активность, авторы предлагают множество разнообразных формулировок для определения данных понятий и для выявления взаимосвязей между этими социологическими категориями.