Социальная политика в области образования и науки
Образование является одним из видов человеческой деятельности и практики, которая направлена на то, чтобы передавать уже накопленные знания и усваивать культурный опыт, который складывался в обществе на протяжении многих веков.
Также образование является одной из форм социализации индивида, которая протекает в двух типах среды обучения индивида:
- Во-первых, в ценностно-ориентированной среде обучения;
- Во-вторых, в методически организованной среде обучения.
Образование уже давно признано одним из социальных институтов, который предназначен, в первую очередь, для сохранения и последующей передачи достижений поколений. Передача происходит через организацию процесса обучения, поэтому в нем задействованы высококвалифицированные специалисты с опытом работы. Сегодня образование – это многоаспектный процесс, который включает в себя не только процесс, но еще и результат усвоения определенной системы опыта и знаний, обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития индивида как личности.
Образование – это система, куда входит ряд образовательных учреждений. Сегодня это школа, училище (колледж) и институт, которые различаются по уровню образования и специализации подготавливаемых учащихся. В России образование делится на такие уровни. Как начальное, среднее, высшее, профессиональное, а также повышение квалификации и послевузовская подготовка.
Третий аспект – это социальная политика, которая реализуется в области образования и науки. Она выполняет экологические, а также социально-политические функции, отражая при этом постоянно меняющиеся требования производства и условия общественной жизни в результате глобализации.
Социальная политика в образовательной сфере соответствует нескольким задачам, которые государство стремится реализовать:
- Во-первых, это содействие в организации и реализации успешной адаптации молодых людей в обществе, а в дальнейшем на рынке труда.
- Во-вторых, противодействие разрушительным, негативным социальным процессам. Сюда относятся алкоголизм и наркомания, асоциальное, девиантное поведение и криминогенность молодежной среды. Государство также активно борется с беспризорностью и безнадзорностью, которая очень часто затрагивает несовершеннолетних.
- В-третьих, - поддержка систем специального образования для лиц с ограниченными возможностями. Это очень популярное направление сегодня, и получило оно название «инклюзивное образование».
Таким образом, образовательная среда должна быть доступна абсолютно каждому человеку, а государство должно содействовать успешному вхождению людей в образовательные институты и получению образования надлежащего качества.
Образование как отрасль социальной сферы в России
Образование прочно закрепилось в качестве одной из отраслей социальной сферы, которая действует в современной Российской Федерации. Она является автономной системой, которая имеет относительную самостоятельность и независимость. При этом образование как социальная сфера и ее отрасль напрямую оказывает влияние на функционирование общества и его развитие. От уровня образования сегодня зависит качество трудовых ресурсов, а также состояние экономики общества в целом.
Посредством культурно-воспитательной функции образование оказывает влияние и на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры – это важное условие любой профессиональной подготовки, поскольку оно создает необходимые первостепенные условия и предпосылки для социальной мобильности человека или более обширной социальной группы, сохраняет культурное достояние и передает его из поколения в поколение. Современное образование является одним из средств решения важнейших проблем, причем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Именно поэтому получение профессиональных образовательных навыков – это один из значимых этапов личной биографии человека в целом.
Сегодня в России исследователи отмечают неуклонное становление совершенно новой системы образования. Она ориентируется на вхождение в международной образовательное пространство. Формирование мирового сообщества, в котором сегодня могут свободно перемещаться и люди, и ресурсы – это доминирующая тенденция современности, и невозможно не воспользоваться всеми ее возможностями для реализации наиболее значимых социальных программ в научной и образовательной области. При этом открываются возможности перенимать чужой социальный и научный опыт, обмениваться знаниями, адаптировать их под специфику своей среды, выводить совершенно новые понятия.
Для того, чтобы международные образовательные процессы, а также социальная политика в научной сфере реализовывались успешно и полноценно, важно разрешить некоторые актуальные и приоритетные задачи:
- Во-первых, обеспечить государственные гарантии на доступность и равные возможности получения полноценного образования.
- Во-вторых, создать целостную модель согласованного развития систем образования стран, которые заключают соглашения о последующем сотрудничестве на основе уже существующего опыта реформирования образовательной и научной среды.
- Третья задача заключается в том, чтобы обеспечить опережающее развитие как общеобразовательной, так и профессиональной научной школы, и как результат – развитие образование как открытой государственно-общественной системы на основе распределения аспектов ответственности между субъектами образовательной политики.
Немалую роль здесь играет повышение значимости всех участников образовательного процесса, учет их интересов и предложений, которые могут отражать их позицию в отношении образования и науки.