Государственная политика в отношении пожилых граждан
Сегодня в России наблюдается яркий демографический кризис, который вызывает волнение у многих исследователей. Из года в год наше население стареет, при этом рост рождаемости нестабилен. Пожилые люди, чей возраст достигает 60 лет и выше, – это самая растущая социальная группа, а в среднем ее доля от общей численности населения составляет более 12%, хотя мировая практика указывает, что весьма желательно, чтобы этот показатель не превышал 7%.
В связи с этим, перед нами стоит достаточно актуальная задача: рассмотреть аспекты государственной социальной политики в отношении пожилых людей и выявить ее специфику. Нормативно-правовая база, которая сегодня отражает права и положение пожилых граждан, а также их статус, выглядит емко и фундаментально. Она представлена следующими законодательствами:
- Законодательство общего характера в отношении пожилых людей;
- Законодательство специального характера в отношении пожилых людей.
Основы законодательства были заложены в Конституции Российской Федерации, хотя новые положения и меры выходят ежегодно, в соответствии с постоянно трансформирующимися социально-экономическими условиями в государстве.
Согласно Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми другими категориями граждан права и свободы. Эти нормы становятся базисом для иных законов и приказов, которые исходят со стороны Президента РФ и Правительства РФ. Нормы определяют направления социальной политики государства в области обеспечения пожилых граждан, а также в сфере организации их досуга.
Особую роль для пожилых граждан приобретает законодательство, которое определяет нормы и правила пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Это законодательство представлено Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных актов». Большую роль также играет Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В этих документах обозначены правила и основы социального обслуживания и обеспечения категории граждан, которая вышла из трудоспособного возраста и нуждается в особой социальной помощи и поддержке со стороны государственных органов власти и его субъектов.
Если оценивать пенсионное законодательство, которое мы обозначили выше, с точки зрения всех возможностей, которые могут повысить социальное обеспечение и поддержку граждан Российской Федерации, то стоит отметить, что работающие пенсионеры сегодня также получают пенсионные выплаты в полном объеме, без ограничений или учета их трудового статуса. В действующем пенсионном законодательстве эксперты отмечают довольно большое количество положительных моментов. Также они акцентируют внимание на том, что нормы, которые регламентируют размер исчисляемых пенсий, значительно отстают от тех реалий, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В связи с этим, пенсионеру и пожилому человеку этих выплат не всегда хватает на полное удовлетворение своих потребностей и интересов, поэтому он вынужден дополнительно обращаться в органы социальной защиты и опеки, чтобы получать оттуда дополнительную помощь.
Социальное обслуживание пожилых граждан
В социальном обслуживании нуждаются пожилые граждане, которые не могут в силу тех или иных обстоятельств в полном объеме удовлетворить свои потребности и интересы. Сегодня социальное обслуживание пожилых граждан, а также лиц с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми органами социальной защиты населения и подведомственными им учреждениями.
Эта деятельность осуществляется в соответствии с документами (договорами), которые заключаются органами социальной защиты с учреждениями, чья деятельность направлена на социальное обслуживание иных форм собственности.
Социальное обслуживание может осуществляться лишь в том случае, когда гражданин пенсионного возраста проявляет инициативу и дает добровольное согласие на получение необходимым социальных услуг и социального обслуживания. Исключением являются те случаи, которые предусмотрена в рассматриваемых нами Федеральных законах.
Пожилые граждане сегодня нередко остаются наедине со своими проблемами. Многие старики попросту оказываются брошенными своими родственниками, без средств к существованию и значительной поддержки, даже в психологическом плане. Безусловно, если опустить момент с материальной помощью, то такая категория граждан нуждается в психологической поддержке. С пожилыми людьми работают социальные психологи, которые демонстрируют им преимущества пожилого возраста. Пенсионеры нередко помещаются в центры, где могут познакомиться со своими ровесниками, обрести новое любимое занятие и осознать, что жизнь при выходе на пенсию вовсе не останавливается. Также работа с медиками очень важна для выявления определенных, опасных для жизни пенсионера заболеваний, их своевременного лечения и профилактики.
Юридическая помощь необходима пенсионерам в случае, если они столкнулись с несправедливостью или обманом со стороны мошенников. Сегодня пожилых людей часто обманывают, устраивают денежные и жилищные махинации, в результате чего пенсионер попросту оказывается на улице без средств к существованию. Это необходимо разрешать путем ведения юридических консультаций и задействования органов власти, которые уполномочены в разрешении подобных проблем.
Конечно же, материальная сторона вопроса имеет особое значение. Помимо пенсий, пенсионерам и пожилым людям необходимо предоставлять льготы:
- на проезд в транспорте,
- на приобретение необходимых медикаментозных препаратов,
- на обслуживание в иных органах государственной и исполнительной власти.
Пожилым людям необходимо ощущать свою значимость и иметь возможности удовлетворять свои потребности, которых ничуть не меньше, чем у людей трудоспособного и молодого возраста.