Дети в социальной политике государства
Дети выступают в качестве особой социальной и демографической группы, которая включает в себя как мальчиков, так и девочек от рождения до достижения ими 16 (в некоторых странах) или 18 лет, то есть до достижения ими совершеннолетия.
Детство как период в жизни каждого человека сопровождается особыми процессами, а также выполняет некоторые социальные функции, которые оказывают влияние на первичную социализацию индивидов.
В детском возрасте в человеке формируются такие качества, как:
- Культурные;
- Социальные;
- Нравственные;
- Интеллектуальные.
При этом дети нуждаются в том, чтобы быть объектом государственной социальной политики, получать определенную поддержку и защиту со стороны властей, а также некоторые социальные и экономические гарантии для выстраивания будущей жизни и взаимоотношений. Поэтому сегодня ядром социальной политики в отношении детей является конкретно семейная политика.
Семья – это объективно именно тот социальный институт, который играет очень важную роль в жизни подрастающего индивида. но, к сожалению, она не в силах разрешить абсолютно все экономические и социокультурные проблемы в воспитании ребенка, которые обусловлены условиями жизни в условиях рынка, а также в целом тем, что наше общество находится в состоянии прогрессирующего дисбаланса.
Государственная социальная политика в интересах ребенка – это комплекс мер и мероприятий, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий для развития ребенка и реализации его прав и свобод в обществе.
Предмет социальной политики в интересах детей – это комплексный процесс улучшения жизни ребенка, его развитие в рамках социума. Также исследователи предполагают, что в этом направлении государственной социальной политики есть также несколько отдельных отраслей деятельности:
- Прямая поддержка детства и юношества;
- Поддержка агентов, которые играют важную роль в воспитании ребенка. К агентам относятся родители, опекуны, члены семьи, учителя и институт образования;
- Создание адекватной среды жизнедеятельности ребенка, где он сможет реализовать свой потенциал, как физический, так и творческий и интеллектуальный.
Итак, говоря о конкретных мерах и направлениях деятельности социальной политики для детей, следует говорить о следующем. Во-первых, это охрана жизни ребенка, его здоровья. Во-вторых, создание наиболее благоприятных условий и возможностей для того, чтобы ребенок мог получить качественное воспитание и высокоуровневое образование, что сейчас достаточно важно. Это позволит ему развиваться в интеллектуальном, эмоциональном и художественном планах. В-третьих, специалисты акцентируют внимание на том, чтобы создавать благоприятные условия и возможности для полноценного отдыха детей, организации их эффективного досуга. В-четвертых, социальная защита и улучшение материальных условий жизни ребенка и его семьи.
Политика государства в воспитании детей
Социальная политика – это понятие, которое относится к числу категорий, использующихся в достаточно широком контексте, а также часто применяющихся в практике государственного образования. С другой стороны, сегодня социальная политика выступает в качестве предмета достаточно широких обсуждений и дискуссий, причем объем понятия у всех исследователей значительно отличается.
Для нашей работы справедливо акцентировать внимание на том, как социальная политика государства действует в отношении детей, а также какую роль играет в их воспитании. Для этого мы обозначит, каковы принципы социальной политики, которые отражают характер требований и специфику содержания и форм понятия. Во-первых, это принцип гуманизма и социальной справедливости. Во-вторых, системность и непрерывность, преемственность в передаче навыков и информации. В-третьих, это сбалансированность, присутствующая в целях и возможностях в реализации социальной политики государства.
Государство нацелено на то, чтобы определять основные требования к формированию подрастающего поколения, при этом попутно ставя перед собой ключевые задачи по воспитанию индивидов. Но все же, непосредственное воспитание осуществляет не само государство, а его социальные институты и, конечно же, сам человек. Именно они определяют, какую направленность будет иметь воспитательный процесс, каковы его перспективы и механизмы. Воспитательный процесс с позиции государства заключается в том, что осуществить эффективную подготовку ребенка к жизни в государстве, а также к тому, как успешно реализовать свой потенциал именно в этой стране. Соответственно, со стороны государства исходит инициатива в принятии ключевых законов, правил и норм, которые предписываются в законопроектах и актах.
Социальное воспитание – это процесс, который направлен на формирование не просто человека: в приоритете также воспитание и формирование полноценного гражданина страны. Каждое государство на различных исторических этапах развития преднамеренно или неосознанно осуществляло социальное воспитание, обладающее всеми элементами, необходимыми для подготовки будущих поколений. Также стоит отметить, что с позиции государства социальное воспитание имеет несколько наиболее типичных подходов, которые отражают все сущностное многообразие этого процесса. Итак, сюда следует отнести следующее: гражданское воспитание; общественное воспитание, нацеленное на формирование социально активной личности; формирование человека с точки зрения восприятия им социальных идеалов; исправление последствий негативного социального воспитания, которое осуществлялось в неблагоприятных для индивида условиях. Также большое значение имеет пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей и образов, идеалов, а также нормативное воспитание (знание законодательной базы, соответствие поведения индивида всем предписанным и формализованным требованиям).