Герменевтика как наука
Герменевтика выступает в качестве науки, чья цель – интерпретировать текст, понять ключевую мысль, которая была вложена в него писателем, не сделать грубых ошибок при этом, и донести именно нужный смысл, а не додуманный исследователем, который этот текст разбирает и преподносит другим читателям.
Смысл, в рамках герменевтического подхода, - это соответствие содержания и значения понятий к какому-либо кругу, будь то предмет, вещь, событие, явление или процесс.
Герменевтика – это не только строго установленная научная среда: также она еще и один из видов искусства, а также теория, которая истолковывает тексты, процессы и явления, которые описаны в них. Смысл текста можно выявить, если исходить из двух его взаимосвязанных оснований:
- Объективные основания – это значения слов, которые писатель складывает в предложения и придает им конкретное значение. Он может вкладывать туда какие-либо настроения, свое мировоззрение, но при этом интерпретация зависит еще и от читателей, которые знакомятся с этим текстом в дальнейшем;
- Субъективные основания – намерения авторов. Чаще всего, тексты носят заложенный, глубокий смысл. Кто-то из авторов стремится описать происходящие события и явления, кто-то хочет передать позитивную или негативную оценку тем или иным процессам, которые происходят в определенный исторический промежуток.
Основоположником научного герменевтического направления стал исследователь по фамилии Шлейермахер. Именно он поставил задачу «вжиться» в текст, слиться с ним, чтобы верным образом передать его ключевую мысль и смысл в общем. Чуть позже, в 20 веке, герменевтика начала оформляться в более основательную методологическую процедуру, относящуюся к философскому знанию. Изначально это произошло в рамках онтологических изысканий, которые были оформлены экзистенциалистами (например, Хайдеггером), а чуть позже уже в учении Гадамера.
Роль текста в герменевтике
Чтение текста – это основной и наиболее очевидный источник опыта и знаний любого человека. Поэтому текст стал предметов исследований в рамках герменевтики, а сама герменевтика хоть и медленно, но очень закрепилась как одно из философских направлений. Некоторые критики, которые углубились в изучение данной проблематики, заметили, что герменевтика рассматривает не только теоретическую сторону текста, но и в больше степени акцентирует свое внимание на то, каковы условия возникновения и существования того или иного текста, какие обстоятельства подтолкнули автора к описанию той или иной проблемы, события или явления.
Ранее мы уже отметили, что герменевтика является наукой о понимании текста. Отсюда следует, что текст занимает очень важную роль в исследованиях.
Согласно Шлейермахеру, предмет герменевтики – это текстуальные памятники, которые являются достаточно чуждыми современному читателю. Культура, которая представлена в большинстве из них – сугубо архаична, сложна для понимания человеку, которые не исследовал исторические события и процессы, а также грамматику и особенности построения предложений в определенные исторические периоды (Древний Мир, Средневековье).
Таким образом, понимание текстов может быть затруднено сразу несколькими барьерами:
- Языковые барьеры;
- Культурные барьеры;
- Исторические барьеры
Чтобы устранить вышеперечисленные барьеры, просто необходимо освоить герменевтический метод. Поэтому герменевтика – это искусство понимания, и прежде всего текстовых памятников. Она приходит на помощь в тех случаях, когда человек не может верно интерпретировать смысл текста, уловить его мысль, или в целом перевести предложение без потери рационального зерна, заложенного автором изначально.
Так как текст – это продукт речевого творчества, выраженного в письменной форме, то понимание текстов должно, прежде всего, учитывать изначальную диалогическую природу. Это значит, что в основе изучения любого текста должна лежать идея об условном диалоге между читателем и текстом, с которым ему предстоит познакомиться. Шлейермахер также считает, что в данном случае важно учитывать некоторые особенности. Например, речь обладает как объективными, так и субъективными характеристиками. Объективная стороны речи – это совокупность языка, грамматических основ. Что касается субъективных характеристик – то это психологическое измерение. В нем заложено мировоззрение автора, его ценности, воспитание, семейное положение, активность и отношение к различным сферам жизни человека. Их всего этого складывается видение того или иного процесса, других людей, о чем в дальнейшем и пишет автор, выражая свои мысли в тексте через его объективные характеристики.
На сегодняшний день герменевтика – это методологическая основа гуманитарного знания. В том числе, она достаточно востребована в искусствоведении и литературоведении. Интерпретированные тексты, переведенные и выведенные на тот уровень, чтобы быть понятными остальным людям, представляются в общении писателя с публикой или же отдельными лицами. Без герменевтики и исследователей, которые ведут активную деятельность в ее рамках, сегодня было бы практически невозможно производить перевод научных и публицистических текстов иностранных авторов, древних текстов, в которых описывается жизнь и видение людей, живших более тысячи лет назад.
Так, без понимания и верной интерпретации практически невозможно познакомиться с некоторыми видами искусства (архитектура, живопись, музыка). Очень важно не просто быть зрителем, потребителем, но также необходимо и осознавать, какую роль в нашей жизни сыграют произведения искусства, тексты. И то, как их понял интерпретатор, играет очень важную роль в нашем собственном восприятии. Конечно, мы можем сами пытаться понять что-либо, исходя из своих личностных возможностей, предрасположенности, и даже желаний. Но иногда то, как мы видим некоторые вещи, может не совпадать с их истинным значением. Некоторых это пугает, некоторых заставляет задуматься о том, насколько мы все разные, и сколько точек зрения может существовать в отношении одного и того же объекта.