Аномия как объект исследований Т. Парсонса
Аномия – это термин, произошедший от французского слова anomie, которое дословно переводится как «отсутствие закона и/или организации». В обществе аномия проявляется как негативный фактор, который приводит к деструктивным последствиям и влияет на жизнь общества.
В социологии под аномией принято понимать нравственно-психологическое состояние сознания, при котором происходит деструкция системы ценностей. Аномия касается как отдельно взятого индивида, так и общества в целом.
Деструкция – это распад, и он обуславливается социальным кризисом. Поставленные цели становится сложнее достигать, противоречия между ожиданиями и реальностью постепенно нарастают. В результате человек испытывает неудовлетворенность своей жизнью, теряет нравственные ориентиры, не имеет возможности реализовываться в профессиональном и творческом ключе. К сожалению, нельзя сказать, что аномия – это пережиток прошлого. В современном мире, таком развитом и продвинутом, аномия также может настигать социальные категории.
Термин «аномия» был введен в 1897 году Эмилем Дюркгеймом, и его тут же переняли многие другие исследователи в области социологии. Связано это было с тем, что аномия характеризовалась как относительно устойчивое состояние социума, при котором большая часть его членов не просто игнорирует, но и отрицает принятые нормы. Устойчивость явления обуславливалась тем, что во все времена любое, даже самое благополучное общество, претерпевало кризисные ситуации, и исходили эти состояния прежде всего от человека. Теорию аномии развивал не только Э. Дюркгейм, но и такие исследователи, как:
- Т. Парсон;
- Р. Мертон.
Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не столько противоречием между средствами и целями, сколько свободой выбора каждого человека. Нормы отдельных социальных институтов отличаются противоречивостью, и человеку проще примкнуть к какой-то одной группе, ограничиться ею и отрицать нормы и ценности других групп. Но группы меняются, что влияет на состояние человека. Он утрачивает стабильность, у него отсутствует устойчивое восприятие действительности. Из-за того, что нет стабильной связи с другими социальными институтами и группами, человек начинает проявляет агрессию и другие формы девиантного поведения. Оставаясь наедине с самим собой, он все сильнее ощущает одиночество, отсутствие связи с другими людьми, не испытывает потребности в том, чтобы стать частью чего-то большего.
Одна из «трагедий» аномии состоит в том, что такое состояние касается не отдельно взятой личности, а целых крупных сообществ, в результате чего нарастающая аномия приводит к достаточно печальным последствиям. Т. Парсонс назвал аномию исключительно социологической категорией и обозначил, что рассматриваться это явление должно с точки зрения интересов и благополучия целых сообществ. Девиантное поведение носит разрушительный характер:
- человек утрачивает связь с социальной реальностью;
- у индивида отсутствуют связи с культурой и другими членами общества;
- возникают навязчивые идеи идти в противовес обществу;
- появляются вредные привычки – повышается алкоголизация населения, уровень преступности неумолимо растет.
Р. Мертон о социальной аномии
Р. Мертон является одним из последователей Э. Дюркгейма, поэтому неудивительно, что его идеи вторят идеям учителя. Социолог выдвинул предложение, что изучать аномию следует не только с точки зрения среднестатистического понятия, но и вывести ее в категорию социального феномена. В итоге Р. Мертон, определяя деструкцию, выделил несколько опорных пунктов, которыми стали пользоваться уже его последователи.
Во-первых, он обозначил характеристики аномии. Состоят они в том, что цели, желания и нужды большей части представителей социума противоречат тем средствам, которыми они располагают. Потребности человека постоянно растут, что совершенно неудивительно, ведь отмечается рост развития технологий, появляется выбор. Но не хватает средств на то, чтобы удовлетворить абсолютно все потребности, и это – большая проблема. Цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им, что становится камнем преткновения.
Во-вторых, воздействие социальных норм стремится к нулю. Человек становится неуправляемым, целые социальные группы выходят из-под контроля государства. Нормы не регулируют их поведение, а больше всего человек ориентируется на собственное мнение и даже инстинкты. Таким образом, аномия вызвана противоречием целей общества и средств, которые доступны индивиду в достижении этих целей.
Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это. Аномия ведет к серьезной общественной дифференциации и разделению общества на множество категорий. Человек выбирает другой путь достижения цели – мошенничество, воровство, обман и вымогательство. Может пойти даже на убийство ради того, чтобы обеспечить себе лучшую жизнь. но такое беззаконие не может быть в основе нормально функционирующего общества, а решение проблемы требует серьезного вмешательства.
Р. Мертон выделил несколько реакций человека на противоречие между целями и средствами:
- конформизм – индивид приспосабливается к средствам и целям, но имеет собственное мнение и придерживается социальных норм;
- инновация – общество находится в активном поиске новых средств для того, чтобы достичь поставленных целей;
- ритуализм – отрицание целей, использование предложенных методов;
- ретризм – отрицание средств и целей, но при этом отсутствие собственных предложений для решений задач;
- бунт – отрицание средств и целей, выражение явного недовольства текущим положением дел. Человек выходит протестовать против действующих властей, против текущего режима и хочет поменять ситуацию на прямо противоположную, выбирая для этого слишком радикальные, губительные способы.