Многоаспектность общественного сознания
Общественное сознание, выступая предметом непосредственно социально-философского рассмотрения, составляет предмет множества дискуссий в силу своей сложности, неоднозначности и многоаспектности.
Так, к выделению структуры общественного сознания можно «подойти» с точки зрения трех подходов:
- глубины отражения общественным сознанием социальной жизни;
- содержательных аспектов;
- субъектов духовной деятельности.
Уровни общественного сознания
В рамках первого из указанных подходов целесообразно говорить об уровнях общественного сознания, к которым традиционно в социальной философии относят общественную психологию и идеологию.
Первый уровень, содержащий непосредственные и институционально не оформленные чувства, настроения, идеи и оценки членов общества относительно различных проявлений и фактов социальной жизни по нашему мнению, является близким к повседневному мышлению и обыденному сознанию.
Второй уровень, содержащий оформленные по определенным стандартам идеи, представления, мировоззренческие схемы, теории и концепции, источником которых выступает определенное сообщество профессионалов - ученых, журналистов, писателей, философов, богословов и т.п., является более близким к теоретизированным формам мышления, что не исключает, однако, заведомо нетеоретичные формы представлений мировоззренческих взглядов, например, в искусстве и религии.
Второй уровень отличается большей глубиной проработки содержащихся в нем идей, тогда как первый отражает настроения социума, реальное отношение индивидов к происходящим событиям. Данный уровень сознания формируется под воздействием конкретно-исторических условий бытия социума, с другой стороны, выделение и кристаллизация тех или иных настроений, чувств, оценок может вести к трансформациям в социальном бытии, определенным общественным преобразованиям.
Взаимодействие между двумя уровнями общественного сознания носит сложный диалектический характер, составляющий отдельный предмет социально-философских исследований, еще большей дискуссионностью в социальной философии характеризуется проблема идеологии. Как указывает А.П. Енгоян, «Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, проникает в сущность явлений» .
Формы общественного сознания
Структурирование общественного сознания по содержанию позволяет выделить его общеизвестные формы: политическое, правовое, религиозное, философское, научное, моральное и другие.
В реальности все указанные формы выступают в тесном взаимодействии и взаимном переплетении. Основанием же для их выделения может служить либо отражаемый аспект общественной жизни, либо специфический подход к духовно-символическому воспроизведению социальной и природной действительности.
Так, например, искусство стремится к художественно-образному отражению действительности и этим способом познания отличается от всех остальных форм, а моральное сознание содержит представления людей о добре и зле, то есть имеет четко очерченную область действия.
Носители общественного сознания
Если выделять элементы общественного сознания по его субъектам, то можно, то на наш взгляд, следует исходить из понимания термина «общество». Так, если под обществом понимать все человечество, то общественное сознание - это сознание общества в целом.
А уже в его рамках можно выделять сознание этноса, сознание класса, сознание социально-профессиональной группы и т.д.