Социологические теории девиантного поведения
В современном научном дискурсе выделяют следующие социологические теории девиантого поведения:
- теория аномии Эмиля Дюркгейма;
- теория девиации Роберта Мертона;
- теория культурного переноса или подражания Габриэля Тарда;
- теория дифференциальной ассоциации Эдвина Г. Сазерленда;
- марксистская теория конфликта;
- теория стигматизации.
Особенности социологических теорий девиантного поведения
Теория аномии французского социолога Э.Дюркгейма основывается на утверждение о том, что в обществе, находящемся в состоянии разложения ценностной системы, обусловленным общим общественным упадком, люди обнаруживают, что им сложно ориентироваться среди отсутствия определенной системы социальных норм. В условиях стремительных социальных изменений, люди не понимают, какие именно социальные ожидания существуют в данный момент, что определяет сложности с согласованием своих действий и действующих правил. Прежние социальные нормы перестают быть актуальными, а новые социальные нормы слишком пространны, и не сформулированы настолько, чтобы служить ценностным ориентиром в стратегии поведения людей.
Американский социолог Роберт Мертон предпринял попытку продолжить теорию аномии Эмиля Дюркгейма. Анализирую американский общественный опыт, Роберт Мертон установил, что для американцев жизненный успех стал культурной ценностью и целью деятельности. Но отсутствие возможностей к получению доступа к различным ресурсам для достижения успеха склонило людей к девиантному поведению с целью найти другие пути и способы. Так, Роберт Мертон преобразовал дюркгеймовскую теорию: люди склонны к девиации не в том обществе, где социальные нормы отсутствуют, а в том, где нет возможностей следовать существующим.
Теория культурного переноса или подражания французского социолога Габриэля Тарда основывается на идеи повторения. Габриэль Тард считал, что и преступники, и законопослушные люди подражают поведению тех людей, которых они встречали или о которых слышали: так, нарушители подражают преступному поведению. К прочему, люди склоняются к девиатному поведению не только в силу подражания, но и в силу научения, т.к. люди социализируются и инкультурируются в своей среде.
Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации: человек подражают окружению в той степени, в которой он принадлежит к этому окружению. В контексте девиатного поведения, это означает, что чем раньше человек окажется среди девиантов, тем выше вероятность быть склонным к девиантному поведению.
Теория конфликта: правящие классы эксплуатируют общественные массы, избегая возмездия. Угнетенные классы вынуждены проявлять девиантное поведение, чтобы избежать или переживать эксплуатацию.
Такие явления как алкоголизм, проституция, проявление насилия являются результатом духовного регресса. Он объясняется отчуждением человека от средств производства.
Согласно теории стигматизации основой для объяснения девиантного поведения выступает идея конфликта: люди, способные институционально навязывать свои интересы другим людям, также определяют нарушителей актуального общественного порядка, через «навешивание ярлыков». Клеймо оказывает влияние по поступки человека, в некоторых случаях склоняя его к проявлению девиантного поведения.
Стигма является своеобразным клеймом, определяющим поведение человека.
Согласно теории стигматизации, девиация определяется реакций общества на девиантное поведение. Социальные ожидания от заклейменного человека зачастую подталкивают его к подтверждению данных ожиданий. Поведение, не характерное для навешенного ярлыка, наталкивается на неадекватную общественную реакцию, тем самым затрудняя возможности человека вести нормальный социально одобренный образ жизни.