Характеристики девиантного поведения
В современной социально-психологической науке важное место отводится исследованиям девиантного поведения. Оно имеет достаточно сложную природу и обусловлено совершенно разноплановыми факторами, которые воздействуют на индивида и приводят его к разного рода девиациям.
Ряд исследователей (например, Е. Н. Пашкова и В. П. Михайлова) утверждают, что факторы отклоняющегося поведения индивида можно объединить в несколько ключевых групп:
- Биологические факторы отклоняющегося поведения – это неблагоприятные особенности организма человека, которые относятся к его физиологическому и анатомическому состоянию. Например, нарушение умственного развития, дефекты слуховой и зрительной системы, повреждения нервной структуры, дефекты на теле);
- Психологические факторы девиации – это психологические патологии индивида, а также акцентуации, присутствующие в его характере. Чаще всего наглядно данные отклонения отражены в некоторых психических и нервных заболеваниях, неврастении, пограничных состояниях. Все это ведет к проявлению неадекватных реакций на происходящие события, которые оказывают негативное влияние и на саму личность, и на окружающих;
- Социально-биологические факторы асоциального поведения – они выражаются в ряде дефектов школьного, семейного или общественного воспитания. В основе таких отклонений лежит игнорирование индивидуальных особенностей человека, его половозрастных отличий. Именно это приводит к нарушению ряда процессов, прежде всего социализации – как первичной, так и вторичной.
Есть также авторы, которые предлагают следующую классификацию факторов девиантного поведения. Во-первых, это индивидуальные факторы, которые оказывают воздействие на уровне психических и биологических предпосылок асоциального поведения. В целом, они могут очень серьезно затормозить процесс развития и затруднить социальную адаптацию индивида с самого раннего возраста. Во-вторых, это психолого-педагогические факторы, которые проявляются в ошибках как семейного, так и школьного воспитания. В этом случае важно обратить внимание на окружение человека – его родителей и тех людей, которые стремятся привить ему социальные нормы и правила поведения. Возможно, они сами не до конца осознают свою ответственность, поэтому им сложно донести сущность нормального поведения до индивида.
Причины отклоняющегося поведения по Л. Б. Шнейдер
Л. Б. Шнейдер является одним из известных исследователей в области психологии. Она предложила свою классификацию причин, которые могут спровоцировать отклоняющееся поведение у индивида на различных этапах его жизни. Преимущественно, эти причины относятся к лицам детского возраста, чья психика находится в наиболее гибком состоянии, поэтому им проще воспринимать негативные воздействия извне, принимая их за нормальное поведение и не осознавая пагубность такого влияния, а также последствий.
Во-первых, причиной отклоняющегося поведения по Л. Б. Шнейдер является стремление получить сильные впечатления. Дети не осознают, что риск – это не только экстрим, но еще и одна из причин, по которой люди получают серьезные физические и психологические увечья. Сегодня для некоторых сильные впечатления – это нарушение закона, ощущение безнаказанности.
Во-вторых, мы можем отнести сюда заболевания. Испытывая неполноценность (особенно, если это физический дефект), человек проявляет агрессию к окружающим. Если это психическое отклонение, то оно также оказывает негативное влияние на поведение индивида, поскольку он начинает совершать противоправные и аморальные действия, но совершенно не осознает, что такое поведение – неправильное.
Еще одна причина, выделенная автором – повышенная возбудимость индивида, его импульсивность. Такие люди не умеют контролировать себя, часто впадают в состояние аффекта, могут навредить самим себе и окружающим, что является определяющим фактором в том, когда признавать их невменяемыми, а их поведение, соответственно, асоциальным. С такими людьми необходима работа психологов, ведь у такого поведения и неумения контролировать собственные эмоции есть также некоторые причины и возбудители. Например, неблагополучная ситуация в семье. Человек изначально видит неверную модель поведения, у него нет корректных представлений о том, как общаться с окружающими и выстраивать отношения с другими индивидами. Он переносит эти неумения и дурной пример из семьи в свою повседневную жизнь, из-за чего воспринимается окружающими как опасный.
Также к причинам следует отнести такие, как:
- Стремление к самостоятельности и независимости, особенно в раннем возрасте. У человек нет накопленного опыта, чтобы адекватно оценивать окружающую среду и события, которые с ним происходит, и провокатором которых становится он сам. Поэтому он не может изначально поступать верно, и его поведение оценивается как девиантное;
- Недостаток знаний родителей и других членов семьи о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями, которые могут возникать в рамках семьи;
- Отставание в учебном процессе из-за психических особенностей (умственное развитие);
- Пренебрежение со стороны сверстников – отсутствие друзей и реального опыта общения с окружающими, из-за чего человеку по мере взросления становится все сложнее адаптироваться к новым социальным и культурным условиям, налаживать коммуникации;
- Недостаточная уверенность ребенка в самом себе – развитие комплексов, которые мешают ему развиваться, а неуверенность в себе передается и другим людям, которые сомневаются сначала в способностях ребенка, а когда он вырастает – в его компетенциях как специалиста;
- Отрицательная оценка взрослыми способностей ребенка;
- Стрессовые жизненные ситуации, которые могут возникать абсолютно в любой сфере жизни человека;
- Напряженная социально-экономическая ситуация в семье – безработица, неблагополучная семья, плохая обеспеченность.