Общество потребления
«Общество потребления» — это труд философско-социального характера, написанный в 1970 году Жаном Бодрийяром.
В нем автор рассматривал потребление в виде цепной психологической реакции, которая направлена современной магией и имеет бессознательную природу. При этом потребление предметов не связывается с их сущностью, а в приоритет выходят отчужденные знаки предметов, которые связаны друг с другом.
Избыток предметов создает мнимое изобилие, которое согласно концепции автора, противопоставлено истинному изобилию. Такой тип изобилия может возникнуть только при собирательном способе хозяйствования.
Бодрийяр предложил следующее определение понятию «общество потребления».
Потребление – это использование, расходование чего-либо для удовлетворения каких-либо потребностей.
Общество потребления – это социум самообмана, где нельзя проявить подлинные чувства, и изобилие становится следствием замаскированного дефицита, который имеет смысл структурного закона выживания в современном мире.
Теория дефицитной экономики
Необходимо отметить, что идеи Ж. Бодрийяра перекликаются с теорией дефицитной экономики.
Теория дефицитной экономики – это разновидность теории заговора, утверждающая, что в экономике дефицит товаров используется для поддержания необоснованно высокого уровня потребительских цен.
Особенностью представлений автора является тот факт, что он рассматривает потребление в отрыве от естественной природы, признавая его следствием возведенной в культ социальной дифференции, которая оправдывает любую ситуацию в системе экономического роста.
Бодрийяр вступает в полемику с Гэлбрейтом, который допускает существование рациональных потребностей. Философ также утверждает, что манипуляция потреблением может объяснить парадоксы современной цивилизации, которая одинаково нуждается в войне и бедности, а также в эстетической медицине. Все это преследует создание целей, которые уходят в бесконечность.
Также среди оригинальных особенностей концепции Бодрийяра можно отметить:
- отказ от экономических показателей в пользу системы «подсчета знаков и актуализации различий»;
- признаний двусмысленным традиционно позитивный экономический рост и изобилие, при котором социум выживает в бесконечном воспроизводстве.
Структурный анализ привел Бодрийяра к выводу о кругообразной динамике роста и изобилия, в результате чего традиционное понятие пользы искусственно подменяется понятием функциональности.
Также автор обращает внимание на поощряемую государством бесконечную и постоянную кадровую переквалификацию, а также психологическую вредоносность конкурентоспособной среды.
Бодрийяр рассматривает расточительство в качестве целенаправленной производительной силы. Такой порядок вещей, при котором за каждым явлением действительности стоит его функциональная пригодность для системы, называется им «объективно циничным».
Концепция «общества потребления» рассматривает в качестве ключевого понятия «счастье» или абсолютизированный принцип потребления. Счастье он наделяет количественными характеристиками, которые ложатся в основу современной демократии. Получается, что все люди должны быть равны перед знаками успеха и благосостояния. Другими словами, автор пытался показать, что товары имеют абсолютную потребительскую ценность, которая не зависит от конкретного человека.
Нельзя навязывать идеологию потребления, поскольку она пропагандирует тот факт, что обладание тем или иным предметом ликвидирует отрыв от восходящих классов. Идеология потребления поддерживает миф о том, что в основе демократии лежит принцип равенства всех людей. Бодрийяр говорит, что в этой тенденции содержится лишь иллюзия демократии, социальная игра, которая заменяет участие людей в актуальной жизни социума.
Основные положения концепции Бодрийяра
Среди множества тезисов теории потребления можно выделить следующие основные положения:
- в современной цивилизации отсутствует рациональное потребление;
- индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен — он продиктован самой структурой общества потребления;
- потребности производятся совместно с товарами, которые могут их удовлетворить;
- социальная обеспеченность или «счастье» есть императив, который важен для общества потребления.
Функциональный и обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезу индивидуальности и знаков тех отличий, которые подчеркнуты. Персонализация человека в знаках задаёт всё вплоть до самих его типов.
Важно также отметить, что в обществе потребления отношение массовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению предметов и моды, поскольку в основе моды лежит именно устаревание предметов, а в основе массовой культуры устаревание ценностей.
Поэтому массовая культура изначально сформирована не для долговременного использования, она является средой для смены знаков. Императивом такой культуры становится требование актуальности и пригодности культурных ценностей для человека – потребителя. Постепенно на смену «живой культуре» приходит ритуализация бессмысленных знаков, которые не имеют содержания. Для каждого культурного человека появляется «минимум» знаков, которые определяется как «наименьшая общая культура».
Также автор говорит, что атрибутом мира потребления называют китч. Китч – это никчёмный предмет, у которого нет сущности. Он весьма быстро распространяется и имеет классовую природу. Потребление предмета-китча есть симулятивное приобщение к моде, покупка отличительного признака.
Таким образом, концепция Бодрийяра призвана объяснить природу современных ценностей и поведение людей в процессе их достижения.