Взаимосвязь сознательной личности и общества
На сегодняшний день в социологической науке существует многообразие определение понятия «личность». Они различные, но их объединяет то, что проблему личности человека они рассматривают во взаимосвязи с понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность».
Так, личность представляется как отдельный человек, который обладает уникальным набором личностных характеристик, а также индивидуальными способностями и наклонностями, которые играют важную роль в его жизни и профессиональной направленности.
Понятие личность можно употреблять в отношении отдельного человека, и исключительно в том случае, когда он достигает определенного этапа своего развития. Как правило, это социализированный человек, который воспринял определенные общественные нормы и ценности, может верно их интерпретировать и взаимодействовать с другими людьми. Его деятельность также регламентирована нормами, ведь благодаря им общество может быть максимально сбалансировано и не находиться в рискогенной ситуации под угрозой конфликта. Личностью нельзя назвать новорожденного или маленького ребенка, так как он еще не имеет представлений об окружающей действительности, не может принимать сознательные решения, которые тем или иным способом и образом скажутся на окружающих.
Личность – это не объект социальной действительности: это субъект, который может оказывать влияние на окружающий мир, преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.
Личность и общество имеют взаимное влияние друг на друга. Она может предложить планы по изменениям или предложения по трансформации социальной реальности. В свою очередь, общество может повлиять на культуру личности, ее мировоззренческие установки, мотивации действительно осуществлять какие-либо действия, которые так или иначе скажутся на действительности. Также стоит отметить, что личность обладает некоторыми свойствами:
- Разумность;
- Сознание;
- Речь;
- Способность осуществлять трудовую деятельность;
- Наличие уникальных ценностных ориентаций и стремление к свободе.
Сознание – это важная часть личности. Сознание отражает возможность адекватно воспринимать окружение, нормы и ценности, обычаи и традиции, установки, и в дальнейшем так же адекватно воспроизводить их, адаптируясь в том случае, если окружающая действительность или личность самого человека сталкивается с неотъемлемыми трансформациями. Сознание также необходимо для того, чтобы создавать единые жизненные стратегии, уметь контролировать свою деятельность, анализировать все происходящие события и то, каким образом они сказываются на окружающих. Сознательная личность стремится к самосовершенствованию и реализации своих способностей, может адекватно оценивать свои силы в различных областях, а также может оказать значительное влияние на развитие общества в целом. Неосознанная деятельность индивида ничем не отличает его от животного, поэтому крайне важно, чтобы в соотношении «личность-общество» присутствовали такие компоненты, как мотивация, рациональность, целеустремленность, адаптируемость, социализируемость и, конечно же, сознание.
Социализация в жизни личности и общества
Общество – это достаточно сложный организм, в котором все структурные подразделения, части и ячейки находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. От деятельности отдельного индивида или более обширной социальной группы во многом зависит эффективность жизнедеятельность всего общества в целом, его развитие, мотивации и возможности прогрессивного существования. В деятельности принимают участие индивиды, которые имеют определенные представления о своей социальной роли в общественной системе. Они осознают, что их действия (или бездействие) может тем или иным образом сказаться на всей общественной системе в целом.
Для того, чтобы обрести сознание, индивид должен усвоить социальные нормы и ценности, культурные образцы и традиционные установки, а также понять, как следует вести себя с другими членами общества, чтобы поведение не повлекло за собой негативных последствий.
Этот процесс в общем называется социализацией. Он включает в себя разнообразие действие: овладение опытом и знаниями, умениями и навыками более опытных и профессиональных членов общества, а также формирование идеалов и норм, ценностей, которые будут соответствовать общепринятым правилам поведения и взаимодействий.
В социологической науке социализация рассматривается с точки зрения ее двухэтапности:
- Первичная социализация;
- Вторичная социализация.
Первичная социализация осуществляется в детском возрасте, когда ребенку прививаются самые элементарные нормы, ценности и правила поведения. Как правило, ответственность за это несут члены семьи ребенка – его родители и ближайшие родственники. Что касается вторичной социализации, то она направлена на усвоение новых, более структурированных и, соответственно, сложных норм и ценностей человеком, когда тот находится в более сознательном возрасте.
Стоит также отметить, что социализация может реализовываться на нескольких ключевых стадиях, которые отражают специфику данного процесса в разные периоды жизни отдельного индивида. Во-первых, стадия адаптации, которая ориентирована на возрастной период от рождения индивида до достижения им подросткового возраста. Во-вторых, это стадия, на которой человек стремится выделиться из общей массы, продемонстрировать свои умения и навыки, уникальные черты – это стадия идентификации. Стремление к самореализации и актуализации себя как личности приводит к третьей стадии – интеграции, когда человек, получив первоначальный опыт и некоторые знания, стремится интегрироваться в окружающую действительность. Постепенно он находит себя в трудовой деятельности, где реализует полученные навыки на практике. Послетрудовая стадия – это пожилой возраст, когда индивид может передавать накопленный им опыт будущим поколениям