Общественное мнение и этапы его формирования
Общественное мнение – это один из типов состояния массового сознания. Оно содержит в себе явное или скрытое отношение общества к событиям, явлениям и процессам, которые отражают действительность. Субъектом общественного мнения являются общности, а объектом – явления или события, социальные факты, которые могут иметь как позитивную, так и негативную окраску.
Общественное мнение формируется не единовременно, а в несколько этапов, а именно:
- зарождение общественного мнения, которое предполагает формирование интересов к фактам, явлениям и процессам. Общественное мнение зарождается на индивидуальном или групповом уровнях, объект вызывает интерес, а субъект стремится достичь источники информации, чтобы получить как можно больше данных о тех или иных явлениях и процессах;
- формирование общественного мнения относительно сложившейся ситуации или отдельного явления, обмен мнениями на индивидуальном и групповом уровне, формирование общего мнения по поводу условий и ситуации;
- функционирование общественного мнения. Мнение-оценка может выступить в качестве суждения, которого придерживается большинство. Общественное мнение также может переходить от вербальной формы к поведенческой, что также становится очередным этапом его развития.
Социологи выделяют несколько условий, которые становятся предопределяющими в развитии общественного мнения и в его функционировании.
Первое условие – это общественная значимость мнения. Оно должно быть актуальным, должно отражать события и темы, которые волнуют абсолютное большинством. Это означает, что общественное мнение формируется в отношении тех вопросов, которые касаются экономических, политических и духовных интересов людей и могут нести важное практическое значение для широких категорий населения.
Второе условие – дискуссионность общественного мнения и тех вопросов, которые обсуждаются в ходе его формирования. То есть – дискуссионность предмета рассмотрения общественности. Это могут быть вопросы, которые толкуются весьма многозначительно и основываются на различных оценочных суждениях. Необходимый уровень компетентности – это третье условие развития и функционирования общественного мнения. Оно подразумевает понимание содержания обсуждаемых проблем, осведомленность общественности относительно вопросов, которые могут быть формирующими в мнении.
Иными словами, общественным можно считать далеко не любое мнение. Им станет то мнение, которое соответствует критериям социальной значимости и компетентности, которое считается дискуссионным и может сформировать новые социокультурные практики на основе нескольких мнений. Общественное мнение может характеризоваться такими чертами, как масштабность (сфера охвата общественного мнения), распространенность среди тех людей, кому обсуждаемые вопросы могут быть интересны; направленность и поляризация, социальный ареал и устойчивость, интенсивность и скорость формирования общественного мнения.
На основании содержания высказывания, общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, в зависимости от знака высказывания - позитивными и негативными суждениями. Этот феномен по структуре своей может быть монистический и плюралистический. В последнее десятилетие набирает силу мировое общественное мнение, предмет которого – глобальные вопросы сохранения жизни на планете. На сегодняшний день в стране работает более двух десятков центров, направленных на изучение общественного мнения. Наиболее известными среди них являются Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка) и другие.
Воздействие общественного мнения на личность
Главный механизм воздействия на личность, который реализуется благодаря общественному мнению – это манипулирование. Это способ влияния с целью изменения представлений и поведения индивида. В таком случае общественное мнение задается манипулятором, который воздействует на подсознание человека для удовлетворения собственных потребностей. Особое внимание уделяют форме информации, а не ее содержанию. Например, средства массовой информации активно принимает участие в становлении общественного мнения. Они формируют социальный образ, дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по числу людей аудитории. Причем сегодня социальные сети и СМИ активно развиваются и могут очень оперативно обрабатывать информацию, переносить данные из одной части планеты в другие за считанные доли секунды, создавая все новые инфоповоды.
Еще один метод, которым пользуются специалисты в области общественного мнения и его формирования – это убеждение. Оно воздействует на сознание личности, обращаясь к собственному критическому суждению. Факты логически упорядочиваются, а субъект становится неотъемлемой частью формирования мнения. При этом убеждение в созданных установках может приобретать особую силу.
Распространение информации осуществляется в несколько приемов. Они позволяют убедить человека в том, что предоставляемые ему суждения и сведения полностью истинны, и у него нет причины в них сомневаться:
- фрагментарность – она препятствует формированию более целостной картины событий. В выгодных для себя условиях средства массовой информации акцентируют внимание на отдельных аспектах события, а некоторые его стороны полностью умалчиваются;
- персонализация – внимание акцентируется на носителях событий, а не на их общем смысле;
- отвлечение внимания от более важной информации в пользу каких-то мелких и незначительных событий.
Также используют такие методы, как внушение и повторение. Внушение в отличие от убеждения – это аргументированное средство воздействия. На уровне аргументации оно более убедительное, поэтому им пользуются в основном на более высоких уровнях.